РП биология УО 7-9 кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению

обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
7-9 классы
на 2020 - 2021 учебный год

Составитель: Качусова Н. Н.,
учитель первой
квалификационной категории

с. Новопышминское
2020 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена с учетом
нормативно-правового обеспечения:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- письма Минобразования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности
специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов», с изменениями
на 26.12.2000г.;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года (утверждено
распоряжением правительства РФ от 17.10.2008г. №1662-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами».
- Постановления Правительства Свердловской области от 02.08.05 № 618-ПП и
нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением от 29.12.2010 №189, в
редакции изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от
29.06.2011 № 85).
- Устав МАОУ СОШ № 10
- Календарный учебный график школы на текущий учебный год;
Программа курса биологии для обучающихся с умственной отсталостью 7-9 классов
составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В. В. Воронковой.
Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания,
требований к уровню подготовки
учащихся каждого класса
по биологии.
Содержание программы курса биологии сформировано на основе принципов:
соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства
содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания
образования на разных уровнях его формирования.
Основой
курса биологии для
умственно отсталых детей являются идеи
преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования;
соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям
развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного
характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных
умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой
деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания,
умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач
(ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей
и задач предлагаемого курса.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у
учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и
об окружающем мире в целом.
Основными целями изучения биологии являются:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей;
методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить

наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и
обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о
своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки
последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному
организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде,
норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов,
вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
1. Обеспечение обучающихся воспитанников доступными системными знаниями, для
овладения ключевыми образовательными компетенциями.
2. Использование активных методов обучения, включая обучение средствами проектной
деятельности.
3. Коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных качеств
воспитанников с учётом их индивидуальных возможностей.
4. Воспитание адаптированной социализированной личности через развитие в школьнике
общекультурной компетенции
Курс «Биология» состоит из четырех разделов:
«Неживая природа» (6 класс),
«Растения» (7 класс),
«Животные» (8 класс),
«Человек и его здоровье» (9 класс).
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается
от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об
элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха,
полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
В настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в
группы по виду семейств и классов. Апробация программы показала, что такое
структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со
сниженным интеллектом. В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как
«Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных,
играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот
раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в сельской местности
(«Сельскохозяйственные животные», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарногигиенические требования к их содержанию», «Уход за домашними животными» и др.).
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное
существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на
сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных
организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение,
размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как
часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека.
Обучающиеся воспитанники знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о
мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным

вопросам (измерить давление, наложить повязку и т.п.) следует уделять больше внимания
во внеурочное время.
В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие
представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных
организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме,
личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны
понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и
экологических проблем.
В разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников по
биологии» указаны предполагаемые результаты изучения систематического курса
биологии. Они направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно
ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья.
Раздел «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом
на воспроизведение усвоенного содержания. В раздел «Уметь» входят требования,
основанные на более сложных видах деятельности: объяснять, изучать, распознавать и
описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск
биологической информации. В разделе «Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие
за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
При обучении биологии важно ориентироваться на изложенные в программе
требования к его результатам, стремиться к тому, чтобы все учащиеся получили
обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Знания и умения обучающихся воспитанников оцениваются по результатам их
индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ, текущих и итоговых
письменных работ
Виды контроля (по времени и объёму содержания): текущий (проверка знаний и
умений на разных этапах урока); тематический (контроль знаний и умений после изучения
темы);
итоговый (контроль над результатами обучения после изучения крупной темы, раздела,
курса в целом).
Формы контроля:
по характеру заданий – тестовый контроль, устный, письменная работа, практическая
работа, географические игры;
по занятости школьников – индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий у
доски или на рабочем месте), фронтальный (обще классный, работа класса над
выполнением одного задания самостоятельно или под руководством учителя), работа в
парах (решение какой-либо задачи совместно), групповая работа (работа нескольких групп
над различными заданиями во главе с контролёром), «уплотнённый опрос» (сочетание
фронтального контроля с индивидуальным)
Коррекционная работа:
Основными коррекционными задачами образовательного процесса являются:
- коррекция познавательных функций;
- коррекция эмоционально-волевой сферы;
- коррекция личности.

На основе содержания учебного материала по биологии, коррекционная работа
будет проводиться в следующих направлениях:
Направления коррекционной
Виды практических работ
работы
коррекция внимания, памяти,
• составление
рассказов,
пересказов,
мыслительных операций
введение упражнений, обеспечивающих
активизацию
познавательной
• устранение
дефектов
деятельности.
произношения
• Проведение доступных и безопасных
• коррекция мелкой моторики
тематических опытов
пальцев
• осуществление межпредменых связей
• коррекция пространственной
(рисование)
ориентировки
•
использование схем, памяток
• цикличность, систематическое
повторение
пройденного
• опора
на
предметно-практическую
материала
деятельность воспитанников.
• коррекция личности
Методы обучения, используемые на уроках:
- методы стимулирования и мотивации учения: (поощрение)
- словесные методы (рассказ, беседа)
- практические методы (опыты, практические работы, упражнения)
- наглядные методы (памятка, схема, работа с макетом, оборудованием, видео
материалом)
- методы самостоятельной работы (работа с учебником, гербарием, энциклопедиями)
Приёмы обучения, используемые на уроках:
- приёмы обучения (составить план, схему, сравнить, задать вопрос)
- приёмы, содержащие только действия учителя (помощь, поощрение)
- приёмы, обеспечивающие реализацию принципов обучения (доступность, связь с
практикой, коррекционная направленность)
Средства обучения. Учебно - методический комплект (учебники, учебные
пособия , видеоматериалы и т.д., обеспечивающие полноту изучения учебной
дисциплины).
•

7 класс
Растения, грибы и бактерии
(2 ч в неделю)
Введение. Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с
цветковыми растениями.Общее понятие об органах цветкового растения (на примере
растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок.
Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях
(зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и
сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения.
Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение
семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.
Правила заделки семян в почву.
Корень.
Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая).
Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод
и корнеклубень).
Лист.
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья

простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и
углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды
листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка
воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ
от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со
средой обитания).
Лабораторные работы: 1.Органы цветкового растения. 2. Строение цветка.3. Строение
семени фасоли. 4.. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма,
окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:
1.Условия, необходимые для прорастания семян.
2.Испарение воды листьями.
3.Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в
темноте).
Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением
плодов и семян (в начале сентября).
Многообразие растений, бактерий и грибов
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и
ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох
и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрасрастания
папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.
Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных
и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с
семенами).
Экскурсии в парк для ознакомления с особенностями растений осенью и весной.
Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные
(фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).
Однодольные растения. Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности
внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев,
уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной
местности.
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая
характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)'Лук, чеснок — многолетние овощные
растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия,
тюльпан).
Лабораторная работа. Строение луковицы.

Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья,
дикий паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые
травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик,
абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины,
земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения.
Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности
внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа. Строение клубня картофеля.
Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание
приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на
участке.
Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой
организм»
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса по курсу Биология.
Растения, грибы и бактерии
Учащиеся должны знать:
 названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп:
мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические
особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
 некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее
распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
 разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы
предохраняться от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
 отличать
цветковые растения от других групп (мхов, папоротников,
голосеменных);

приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных,
сложноцветных);
 различать органы у цветкового растения;
 различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев
(жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных
растений;
 выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
 различать грибы и растения.

8 класс Животные
(2 ч в неделю)
Введение. Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность
их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие,
сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве.
Охрана животных.
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие
позвоночника (внутреннего скелета).
Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни,питание, дыхание,
способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного препарата.Червипаразиты(глисты).Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук,
комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.
Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос
болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.IIчела, тутовый
шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение,
образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь.
Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном
хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомы х, вредящих
сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника
(внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука,
карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание,
кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство,
рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).Лягушка.
Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение
лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и
размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана
земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся . Внешнее строение, питание,
дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение
пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу
жизни. Демонстрация влажных препаратов Отличие ужа от гадюки. Охрана
пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего

строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе
(ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы
(сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья
людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят.
Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму (по возможности)
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к
условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров
рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение
млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения,
нервная система.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные
особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение
грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки
зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ жизни,
питание и размножение зайцем п кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение
кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний
вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия
между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение
хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака.
Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни,
распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие
признаки
ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение.
Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и
дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих
животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных
животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные
(дикая свиньи) Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана
их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь.
Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.
Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за
коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них
коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение
овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее — на
фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах.
Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям
жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным
условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.
Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм
свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы
и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных
групп животных, признаки сходства и различия . Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и
исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за
домашними. Практические работы на животноводческих фермах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса по курсу
Биология. Животные
Учащихся должны знать:
-основные отличия животных от растений;
-признаки сходства и различия между изученными группами животных;
-общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
-места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
-названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных,
особенно тех, которые широко распространены и местных условиях; значение изучаемых
животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
-основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными
животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
-узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых
объектах);
-кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
-устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к
ней особенностями строения организма, поведения животных;
-проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для
сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы),
имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
повадках).
9 класс Человек
2ч в неделю
Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека. Краткие
сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорнодвигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и

органы чувств).
Демонстрация торса человека. Опора тела и движение Значение опорно-двигательной
системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь
при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических
упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение
искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека,
позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы;
СВОЙСтва декальцинированных и прокаленных костей (видео)
Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки
красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и
малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по
сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при
кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды
Лабораторные работы:
1.Микроскопическое строение крови. (видео)
2.Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических
упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой
аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена
органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость
чистого воздуха для дыхания.
Пищеварение.
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые
продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике.
Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочнокишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
1.Обнаружение крахмала в картофеле.
2.Действие желудочного сока на белки (видео)
Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их
расположение
в
организме.
Предупреждение
почечных заболеваний.
Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения
(пота) и терморегуляции. Закаливание организма и гигиена кожи и гигиенические
требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах,
ожогах и обморожении.
Нервная система Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг). Гигиена
умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его
значение.
Органы чувств Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения.
Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного
яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей
стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение
по старости, болезни и потере трудоспособности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу
«Человек»
Учащиеся должны знать:
 названия, строение и расположение основных органов организма человека;
 элементарное представление о функциях основных органов них систем;
• влияние физических нагрузок на организм;
• вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
 основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
 применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма
в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
• соблюдать санитарно-гигиенические правила.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология 7 класс

№
п/п
1.

Тема урока

2.

1 ЧЕТВЕРТЬ
Вводный урок. Знакомство с новым учебником. О чем
расскажет учебник. Как работать с учебником. Стр.3
Разнообразие растений Стр.5

3.

Значение растений Стр.8

4.

Охрана растений Стр.10

5.

Строение растения. Стр.14

6.

Цветок. Строение цветка. Стр.16

7.

Виды соцветий. Стр.19

8.

Опыление цветков. Стр.21

9.

Плоды. Разнообразие плодов. Стр.24

11.

Размножение растений семенами. Распространение плодов и
семян. Стр.28
Строение семени пшеницы. Стр.35

12.

Условия прорастания семян. Стр.37

10.

Определение всхожести семян. Стр.40

13.
14

Правила заделки семян в почву. Стр.41

15.

Виды корней. Стр. 44

16

Корневые системы. Стр.47
2 ЧЕТВЕРТЬ

17
18

Значение корня в жизни растения. стр. 49
Видоизменения корней. Стр. 51

19

Внешнее строение листа. Стр. 54
20

Из каких веществ состоит растение. Стр.57

21
22

Образование органических веществ в растении. Стр. 58
Испарение воды листьями. Стр.62

Дата
по план.
факт.

23

Дыхание растений. Стр.65

24

Листопад и его значение. Стр.68

25

Строение стебля. Стр.71

26

Значение стебля в жизни растения. Стр.73

27

Разнообразие стеблей. Стр.76

28
29

Растение – целостный организм. Взаимосвязь частей растения
Стр.79
Связь растения со средой обитания. Стр.80

30

Деление растений на группы. Стр.84

31

Мхи. Стр. 86

32

Папоротники. Стр. 88

33

Голосеменные. Хвойные растения. стр. 90

34

36

Покрытосеменные, или цветковые.
Деление цветковых на классы. Стр.94
Однодольные покрытосеменные. Злаковые. Общие признаки
злаковых. Стр. 96
Хлебные злаковые культуры. Стр. 98

37

Выращивание зерновых. Стр. 103

38
39

Использование злаков в народном хозяйстве. Стр.107
Лилейные. Общие признаки лилейных. Стр. 110

40
41

Цветочно-декоративные лилейные растения. Стр. 111
Овощные лилейные. Стр. 116

42

Дикорастущие лилейные. Ландыш. Стр. 121

43

Двудольные покрытосеменные растения Пасленовые. Общие
признаки паслёновых.
Стр. 122
Дикорастущие пасленовые.
Паслен. Стр. 123
Овощные и технические пасленовые. Картофель. Стр. 124
Выращивание картофеля. Стр. 126

35

44
45
46
47
48

Овощные пасленовые.
Томат. Стр.131
Овощные пасленовые. Баклажан и перец.
Стр. 134

50

Цветочно-декоративные пасленовые.
Стр. 138
Бобовые. Общие признаки бобовых. Стр. 141

51

Пищевые бобовые растения. Стр.143

52
53

Фасоль и соя – южные бобовые культуры. Стр.145
Кормовые бобовые растения. стр. 148

54
55
56

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Стр.150
Шиповник – растение группы розоцветных. Стр.152
Плодово-ягодные розоцветные.
Яблоня, груша, вишня. Стр.153 - 158
Плодово-ягодные розоцветные.
Малина, земляника. Стр. 160 - 163
Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры.
Стр.166
Сложноцветные. Общие признаки
сложноцветных. Стр. 169
Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. Стр.171
Календула, бархатцы - однолетние цветочно-декоративные
сложноцветные. Стр. 174

49

57
58
59
60
61

62
63

64

65
66
67
68

Маргаритка и георгин – многолетние цветочно-декоративные
сложноцветные. Стр.177
Уход за комнатными растениями.
Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая
работа. Стр. 180-185
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке
Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за
посевами и посадками.
Стр.194-201
Обобщение по теме «Растения – живой организм». Стр. 201
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни
человека. стр. 204
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело,
грибница. Стр. 209
Грибы съедобные и несъедобные, их распознавание. Стр. 212

Для реализации программного содержания используется следующий учебнометодический комплект: З.А. Клепинина Биология. Растения. Бактерии.
Грибы. 7 класс.- М.: Просвещение, 2020 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология 8 класс

№
п\п

Тема

Страница
учебника

1.

Многообразие животного мира.

3

2.

Значение животных и их охрана.

6

3.

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.
Общие признаки беспозвоночных животных
.
ЧЕРВИ.
Дождевой червь
Круглые черви – паразиты человека

10
11

5.

НАСЕКОМЫЕ.
Внешнее строение и образ жизни насекомых.

20
21

6.

Бабочка – капустница.

23

7.

Яблонная плодожорка

25

8.

Майский жук.

27

9.

Комнатная муха

29

10.

Медоносная пчела

31

11.

Тутовый шелкопряд

35

12.

44
45
46
47
50

15.

ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ .
Общие признаки.
РЫБЫ. Общие признаки рыб.
Внешнее строение и скелет рыбы.
Внутреннее строение рыбы. Органы дыхания
и кровообращения рыб.
Нервная система рыб.
Размножение рыб
Речные рыбы

16

Морские рыбы

56

17.

Рыболовство и рыбоводство

59

18.

Рациональное использование и охрана рыб

61

19.

ЗЕМНОВОДНЫЕ. Общие признаки
земноводных.

72

4.

13.
14.

12
13
15

51
52
54

Дата
По план.

Факт.

20.

Среда обитания и внешнее строение лягушки.
Внутреннее строение земноводных

73
75

21.

Размножение и развитие лягушки

77

22.

82

26.

ПРЕСМЫКАЮЩИЕ. Общие признаки
пресмыкающихся.
Среда обитания и внешнее строение
пресмыкающихся.
Внутреннее строение пресмыкающихся.
Размножение и развитие пресмыкающихся
ПТИЦЫ. Общие признаки.
Особенности внешнего строения птиц, скелет
птиц.
Особенности скелета

27.

Особенности внутреннего строения

99

28.

Размножение и развитие

101

29.
30.

Птицы, кормящиеся в воздухе. Стр.105
Птицы леса

107

31.

Хищные птицы

110

32.

Птицы пресных водоёмов и болот

113

33.
34.

Птицы, обитающие вблизи жилья человека
Домашние куры

117
127

35.

Домашние утки и гуси

130

36.

Птицеводство

131

37.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. Общие признаки.
Внешнее строение млекопитающих

136

38.
39.

Особенности скелета и нервной системы
Внутренние органы млекопитающих

138
140
143

40.

Грызуны

146

41.

149

42.

Значение грызунов в природе и в жизни
человека
Зайцеобразные

43.

Разведение домашних кроликов

153

44.

Хищные звери

159

23.
24.
25.

83
85
87
94
95
97

151

45.
46.

Дикие пушные хищные звери
Разведение норки на зверофермах

165
168

47.
48.

Домашние хищные звери – кошка, собака
Ластоногие

172
176

49.

Китообразные

178

50.

Парнокопытные

181

51.

Непарнокопытные

186

52.

Приматы

190

53.

194

54.

С\Х МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.
Корова
Содержание коров на фермах

55.

Выращивание телят

200

56.

Овцы

202

57.
58.

Содержание овец и выращивание ягнят
Верблюды

205
207

59.

Северные олени

209

60.

Домашние свиньи

211

61.

213

62.

Содержание свиней на свиноводческих
фермах.
Выращивание поросят

63.

Домашние лошади

217

64.

219

65-66.

Содержание лошадей и выращивание
жеребят
Что мы узнали о животных?

67-68

Наблюдение за птицами в парке

197

215

221

Список литературы:
Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006 г.

Календарно-тематическое планирование
Биология 9 класс
№

Тема урока

Страница
учебника

Дата проведения
По план.

1.

ВВЕДЕНИЕ.
Место человека среди млекопитающих.

9
11

2.

ОБЩИЙ ОБЗОР.
Клетка.

15

3.

Химический состав клетки

18

4.

Жизнедеятельность клетки

19

5.

Ткани.

22

6.

Органы. Системы органов.

26

7.

Обобщение по теме «Общий обзор»

31

8.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
Значение опорно-двигательной системы. Скелет
человека. Состав костей.

35

9.

Строение и соединение костей

40

10.

Скелет головы.

44

11.

Скелет туловища.

46

12.

Скелет конечностей

50

13.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах
суставов и ушибах.

55

14.

Первая помощь при переломах костей

58

15.

Строение и значение мышц.

61

16.

Основные группы мышц.

65

17.

Работа мышц. Утомление.

69

18.

Гигиена физического труда.

71

19.

Оценка здоровья человека

74

20

Значение
физических
упражнений
для
правильного формирования скелета мышц.
Обобщение по теме «опорно-двигательная
система.

79
83

Факт.

21

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

86

Значение крови и органы кровообращения.
22.

Состав крови

89

23.

Сердце: его строение и работа.

92

24.

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

95

25.

Движение крови по сосудам

99

26.

Первая помощь при кровотечениях.
Переливание крови

102

27

Предупреждение заболеваний кровеносной
системы.

107

28

Вредное влияние табака и спиртных напитков
на сердце и кровеносные сосуды.

110

29.

Обобщение по теме «Кровеносная система»

112

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

115

Значение дыхания. Органы дыхательной
системы.
30.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях

119

31

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

123

32

Влияние физического труда и спорта на
развитие дыхательной системы

126

33

Болезни дыхательной системы и их
предупреждение

129

34.

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды

132

35.

Профилактика и первая помощь при нарушении
дыхания.

136

Обобщение по теме «дыхательная система»

138

36.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Значение и
состав пищи

141

37.

Значение пищеварения. Система органов
пищеварения.

149

38.

Строение и значение зубов

151

39.

Пищеварение в ротовой полости и в желудке

155

40.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание
питательных веществ

160

41.

Гигиена и нормы питания

163

42.

Профилактика желудочно-кишечных
заболеваний

168

43.

Пищевые отравления

173

44.

Вредное влияние курения и спиртных напитков
на пищеварительную систему.

177

45

Обобщение по теме «Пищеварительная
система»

179

46.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

182

Значение выделения. Строение почек.
47.

Предупреждение заболеваний органов
мочевыделительной системы

185

48

Обобщение по теме «Выделительная система»

187

49.

КОЖА. Значение и строение кожи.

189

50.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание
организма.

192

51.

Первая помощь при перегреваниях, ожогах и
обморожении.

196

52

Гигиена кожи. Гигиенические требования к
одежде и обуви.

200

53

Обобщение по теме «Кожа»

205

54

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Значение и строение
нервной системы

207

55.

Спинной мозг

211

56.

Головной мозг

214

57.

Особенности высшей нервной деятельности
человека. Речь.

218

58.

Эмоции. Внимание и память.

222

59.

Сон и бодрствование. Профилактика нарушений
сна

226

60

Гигиена нервной деятельности. Режим дня.

230

Нарушение нервной деятельности. Вредное
влияние спиртных напитков и курения на
нервную систему.
Обобщение по теме «Нервная система»

235

62.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ. Значение органов чувств

241

63.

Орган зрения

245

64.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных
болезней.

248

65.

Орган слуха

254

66.

Гигиена слуха.

257

67.

Органы осязания, обоняния, вкуса.

259

Обобщение по теме «Органы чувств»

263

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ. Здоровье человека и
общество. Факторы, сохраняющие здоровье.

265

61.

68.

239

Литература:
1.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика)
/Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2000. –С.152-172.
2. Учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
«Биология» 9 кл. И.В. Романов, И.Б. Агафонов М.2016


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».