Информатика

Рабочая программа
по информатике

Составитель: Бекетова О.А.
учитель математики
1 кв. категория

с. Новопышминское, 2020 г.

Цели и задачи по предмету
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной
научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических
системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели
реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения
и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной
деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира.
Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и
технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому
феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из
«вещи в себе», должен стать «вещью для нас». Для этого, прежде всего, надо проанализировать этот
информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во – вторых надо
каким-либо образом представить эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем
иметь информационную модель данного процесса.
Процедура создания информационной модели, т.е, нахождение (или создание) некоторой
формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент
связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществления» с помощью
некоторого материального носителя.
Представления любого процесса в частности, информационного в некотором языке, в соответствии с
классической методологией познания является моделью (соответственно – информационной моделью).
Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и
целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны - тексты, таблицы, рисунки,
алгоритмы, программы - все это информационные модели. Выбор формы представления информационного
процесса, Т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, Т.е. возможность его реализации с помощью некоторого
технического устройства требует его представления в форме доступной данному техническому устройству компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде
алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «О», «1»). В этом случае
информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных
технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об
информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной
технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных
средств). При этом следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых
программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные
системы,
преимущественно
автоматизированные
информационные
системы,
связанные
с
информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного
подхода.
Основное содержание
11 класс (34 ч)
Компьютерные технологии представления информации (5 ч) Универсальность дискретного
(цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная
система счисления. Двоичная ариq тика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели
цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. ТЕ логии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: МIDI и цифровая запись. Понятие о меl сжатия данных.
Форматы файлов.

Практическая работа (2 ч)
11. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и
звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы
счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и
вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (5 ч)
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии орга низации текста.
Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии
работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы
представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для
обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических
редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Практическая работа (7 ч)
12. Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида. Решение
расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой
графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и
векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
Средства и технологии обмена информацией
с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 час)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой
информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее переда
Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей.
Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/lP.
Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции мирная
паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска
информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа (5 ч)
13. Компьютерные сети.
Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Express.
Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с
файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации по ключевым словам, адекватным
решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему .
Знакомство
с
инструментальными
средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Основы социальной информатики (2 ч)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная
культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная
безопасность.
Резерв учебного времени - 4 час.
Итоги изучения тем
Информационные системы
Учащиеся должны знать:
 назначение информационных систем ;

 состав информационных систем;
 разновидности информационных систем.
Гипертекст
Учащиеся должны знать:
 что такое гипертекст, гиперссылка;
 средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой
(оглавление, указатели, закладки, гиперссылка)
Учащиеся должны уметь:
 автоматически создавать оглавление документа;
 организовывать внешние и внутренние связи в текстовом документе.
Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
 назначение коммуникационных служб Интернета;
 назначение информационных служб Интернета;
 что такое прикладные протоколы;
 основные понятия WWW:Web-страница,Web-сервер,Web-сайт,Web-браузер, НТТР протокол,URL-адрес;
 что такое поисковый каталог: организация, назначение;
 что такое поисковый указатель: организация, назначение.
Учащиеся должны знать:
 работать с электронной почтой;
 извлекать данные из файловых архивов;
 осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и
указателей.
Web-сайт
Учащиеся должны знать:
 какие существуют средства для создания Web-страниц;
 в чём состоит проектирование Web-страниц;
 что значит опубликовать Web-сайт;
 возможности текстового процессора по созданию Web-страниц;
Учащиеся должны уметь:
 создать не сложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;
Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
 что такое ГИС;
 области приложения ГИС;
 как устроена ГИС;
 приёмы навигации ГИС;
Учащиеся должны уметь:
 осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС;
Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
 что такое базы данных (БД);
 какие модели данных используются в БД;
 основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
 определение и назначение СУБД;
 основы организации многотабличной БД;
 что такое схема БД;
 что такое целостность данных;
 этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
Учащиеся должны уметь:

создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД
( Microsoft Access)
Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
 Структуру команды запросы на выборку данных из БД;
 Организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
 Основные логические операции, используемые в запросах;
 Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:

 Реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
 Реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
 Реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углублённый уровень);
 Создавать отчёты (углублённый уровень).
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
 Понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
 Что такое математическая модель;
 Формы представления зависимости между величинами;
 Для решения каких практических задач используется статистика;
 Что такое регрессионная модель;
 Как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
 Используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;
 Осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регистрационной
модели.
Корреляционное моделирование
Учащиеся должны знать:
 Что такое корреляционная зависимость;
 Что такое коэффициент корреляции;
 Какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного
анализа.
Учащиеся должны уметь:
 Вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного
процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel)
Оптимальное планирование
Учащиеся должны знать:
 Что такое оптимальное планирование;
 Что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
 Что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
 В чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
 Какие существуют возможности у табельного процессора для решения задачи линейного
программирования.
Учащиеся должны уметь:

Решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим
количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в
Microsoft Excel).
Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
 Что такое информационные ресурсы общества;
 Из чего складывается рынок информационных ресурсов;
 Что относится к информационным услугам;
 В чем состоят основные черты информационного общества;
 Причины информационного кризиса и пути его преодоления;
 Какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием
информационного общества;
 Основные законодательные акты в информационной сфере;
 Суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
 Соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Мультимедийные проекты
Учащиеся должны знать:
 Что такое мультимедийный продукт
 Основные этапы разработки мультимедийного проекта
 Программные продукты для создания мультимедийного проекта
Учащиеся должны уметь:

Разрабатывать мультимедийный проект
 Осуществлять самостоятельную работу по реализации проекта
 Лаконично презентовать разработанный проект перед аудиторией

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:
1. объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
2. различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать единицы
измерения информации;
3. назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности
(текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз
данных, компьютерных сетей);
4. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
5. использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
6. назначение и функции операционных систем;
уметь:
1. оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
2. распознавать информационные процессы в различных системах;
3. использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и
целям моделирования;
4. осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
5. иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
6. создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
7. просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
8. осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
9. представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график. диаграмма и
пр.);
10. соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании
средств икт.
использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
1) эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2) автоматизации коммуникационной деятельности;
З) эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Литература
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень . 10-11 классы.М.:ВАКО, 2007.

3. ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ru,
http://school-collection.edu.ru/catalog/,
http://uchitel.moy.su/,
http://www.openclass.ru/,
http://it-n.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://www.uchportal.ru/,
http://zavuch.info/,
http://window.edu.ru/,
http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net и др.

Лист корректировки учебной программы
№
урока

Тема
урока

Количество
часов
по
плану

Фактическое
количество
часов

Способ
корректировки

Причина
изменений
в
программе

№

Календарный учебно - тематический план по информатике и ИКТ для 11 класса
Раздел, тема
План
Факт КорПрактические занятия
(дата)
(дата) рекция

10

I четверть (8 ч)
Повторение курса информатики за 10 класс
Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная
арифметика
Технология использования и разработки информационных систем (21 ч)
1. Введение понятия информационной системы и их
Практическая работа «Информационные
классификаций
системы»
2. Создание компьютерного текстового документа как
структуры данных
3. Практическая работа «Гипертекстовые структуры»
Практическая работа 3.1 «Гипертекстовые
структуры»
4. Практическая работа «Интернет: работа с электронной
Практическая работа 3.2 «Интернет: работа с
почтой и телеконференциями»
электронной почтой и телеконференциями»
5. Практическая работа «Интернет: работа с браузером.
Практическая работа 3.3 «Интернет: работа с
Просмотр Web – страниц»
браузером. Просмотр Web – страниц»
6. Практическая работа «Интернет: сохранение загруженных
Практическая работа 3.4 «Интернет: сохранение
Web – страниц»
загруженных Web – страниц»
II четверть (8 ч)
7. Практическая работа «Интернет: работа с поисковыми
Практическая работа 3.5 «Интернет: работа с
системами»
поисковыми системами»
8. Создание Web – сайта как гиперструктуры данных

11

9. Практическая работа «Интернет: создание Web – сайта»

12

10. Практическая работа «Интернет: создание Web – сайта на
языке HTML»

1
2

3
4
5
6
7
8

9

Практическая работа 3.6 «Интернет: создание
Web – сайта»
Практическая работа 3.7 «Интернет: создание
Web – сайта на языке HTML»

Средства
и приемы
контроля

Вводная
к/р

13
14
15

11. Изучение геоинформационных систем
12. Практическая работа «Поиск информации в
геоинформационных систем»
13. Полугодовая контрольная работа

16

14. Изучение базы данных как основы информационной
системы

17
18
19

15. Проектирование многотабличной базы данных
16. Создание базы данных
17. Практическая работа «Создание базы данных «Приемная
комиссия»
18. Создание запросов в базах данных

20
21

19. Практическая работа «Расширение базы данных «Приемная
комиссия». Работа с формой»

22

20. Практическая работа «Реализация сложных запросов к базе
данных «Приемная комиссия»
21. Практическая работа «Реализация запросов на удаление и
использование вычисляемых полей, создание отчета»

23

24

25
26

27

Практическая работа 3.8 «Поиск информации в
геоинформационных систем»
Полугодов
ая к / р

Практическая работа 3.9 «Знакомство с СУБД»

Практическая работа 3.11 «Реализация простых
запросов с помощью конструктора»
Практическая работа 3.12 «Расширение базы
данных «Приемная комиссия». Работа с
формой»
Практическая работа 3.13 «Реализация сложных
запросов к базе данных «Приемная комиссия»
Практическая работа 3.14 «Реализация запросов
на удаление и использование вычисляемых
полей». Практическая работа 3.15 «Создание
отчета»

Контрольная работа по теме «Технологии использования и
разработки информационных систем»
Технология информационного моделирования (7 ч)
Моделирование зависимостей между величинами
Практическая работа «Получение регрессионной модели в
Практическая работа 3.16 «Получение
электронной таблице»
регрессионной модели в электронной таблице»
IV четверть (8 ч)
Моделирование статистического прогнозирования

К/р

28
29
30

31
32

Практическая работа «Прогнозирование в электронных
таблицах»
Моделирование корреляционных зависимостей
Практическая работа «Расчет корреляционных зависимостей в
электронной таблице»
Практическая работа «Решение задачи оптимального
планирования»
Контрольная работа.

Практическая работа 3.17 «Прогнозирование в
электронных таблицах»
Практическая работа 3.18 «Расчет
корреляционных зависимостей в электронной
таблице»
Практическая работа 3.19 «Решение задачи
оптимального планирования»
Итоговая к
/р

Основы социальной информатики (2 ч)
33
34

Изучение информационных ресурсов общества
Изучение этических и правовых норм информационной
деятельности человека


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».