Родной язык(русский)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Родной язык (русский)»

Составитель:
Колегова Т.В., учитель русского языка и литературы
первая квалификационная категория
Осинцева Е.Ю., учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория

с. Новопышминское
2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» разработана на
основании следующих документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от
31 декабря 2015 г. № 1577);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования
Примерная программа по курсу «Родной язык»
Рабочая программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются
цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется
место учебного предмета «Родной язык» в учебном плане, раскрываются основные
подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные
линии.
Программа

устанавливает

требования

к

результатам

освоения

основной

образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку
на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного
предмета«Русский родной язык».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения,
основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Родной язык» (русский)».
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного
курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации,
и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса
русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература»
имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса,
а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской
Федерации.
Цели изучения учебного предмета «Родной язык» (русский):


воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском

языке как духовной,

нравственной

и

культурной

ценности

народа; осознание

национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,

любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;


совершенствование

коммуникативных

умений

и

культуры

речи,

обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;


углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и

категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;


совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать

языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;


развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение

практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане
Программа по родному языку составлена на основе требований к предметным
результатам

освоения

основной

образовательной

программы,

представленной

в

федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Класс
5
6
7
8
9

Количество часов в
неделю
1
1
0,5
0,5
0,5

Количество
часов в год
34
34
17
17
17

Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»
Русский язык –

государственный язык Российской Федерации, средство

межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной
культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского
языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской
культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к
культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически

мыслить,

успешность

в

овладении

способами

интеллектуальной

деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли
других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовнонравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и

творческих способностей

ребенка,

развивает

его

абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение

русскому

родному

языку

совершенствует

нравственную

и

коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый
статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на
качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует
овладению будущей профессией.
Содержание курса «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время,
отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В

содержании

курса

предусматривается

расширение

сведений,

имеющих

отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации

языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования
русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам
русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование
преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте
богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и
мира; расширение представлений о русской языковой картине мира,о национальном языке
как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов

и

т.п.,

что

способствует

воспитанию

патриотического

чувства,

гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам
других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует
преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных
функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного
взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических
образовательных

областях,

но

и

во

всём

комплексе

изучаемых

дисциплин

естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы предмета
«Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка
опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский

язык

и

литература»,

сопровождает

и

поддерживает

его.

Основные

содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с
основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной
организации, но не дублируют ихи имеют преимущественно практико-ориентированный
характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение
которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и
духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского
языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах

общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других
народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского
литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых
высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности,
логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено
содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их
взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков
использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений
определять

цели

коммуникации,

оценивать

речевую

ситуацию,

учитывать

коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов,
жанров, стилистической принадлежности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно
обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном
языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
обогащение

активного

и

потенциального

словарного

запаса,

развитие

у

обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение
знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и
отражать:
1.

Понимание

взаимосвязи

языка,

культуры

и

истории

народа,

говорящего на нём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития
языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
понимание

и

истолкование

значения

слов

с

национально-культурным

компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления
слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национальнокультурным

компонентом;

комментирование

истории

происхождения

таких

фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях
речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок,крылатых слов и
выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление
пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого
общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и
заимствованная;

понимание

процессов

заимствования

лексики

как

результата

взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языкуисточнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского
языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика
старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;

общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение
значения

лексических

заимствований

последних

десятилетий;

целесообразное

употребление иноязычных слов;
понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения
устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения
современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и
стилистической окраске;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание
диалектов

как

части

народной

культуры;

понимание

национально-культурного

своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах
в современном русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики
русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковых

словарей,

словарей

устаревших

слов,

словарей

иностранных

слов,

фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей;
словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2.Овладение

основными

нормами

русского

литературного

языка

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами
речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому

самосовершенствованию,

овладение

основными

стилистическими

ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка
для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия
основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного
языка и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования
русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и
осуществлять их совершенствование и развитие;
соблюдение

основных

орфоэпических

и

акцентологических

норм

современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚
прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после
мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения;
произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного
происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн
и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед
мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в
отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в
рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных
словах;
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом
речи и стилями речи;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление
слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
соблюдение

основных

лексических

норм

современного

русского

литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего
обозначаемому им

предмету

или

явлению

реальной

действительности;

нормы

употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в
соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной
литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом
стилистических вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических
вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;

редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение
литературного

основных
языка:

грамматических

употребление

норм

заимствованных

современного

русского

несклоняемых

имен

существительных; сложных существительных; имён собственных (географических
названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных
несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и
фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических
форм

имен

существительных,

прилагательных (в

рамках изученного);склонение

местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных
форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью
к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм
множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа
настоящего

и

будущего

времени;

формообразование глаголов

совершенного

и

несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен
прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи
однокоренных слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим,
имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода;
согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и
существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с
числительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов
благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в
словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с
причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных
предложений разных видов;
определение типичных грамматических ошибок в речи;
различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм
именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚форм
существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚
различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚
деепричастий‚ наречий;
различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных
грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с
учётом вариантов грамматической нормы;
правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом

смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления
грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и
формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку;
употребление формы «он»;
соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов

этикетного

общения, лежащих в основе национального речевого этикета;
соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих
противостоять речевой агрессии;
использование при общении в электронной среде этики и русского речевого
этикета;
соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового
общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение

основных

орфографических

норм

современного

русского

современного

русского

литературного языка(в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение

основных

пунктуационных

норм

литературного языки(в рамках изученного в основном курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических
словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для
уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а
также в процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для
определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной
речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи
современных средств устной и письменной коммуникации):
владение

различными

видами

слушания

(детальным,

выборочным‚

ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи;
владение

различными

видами

чтения

(просмотровым,

ознакомительным,

изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать

и интегрировать

информацию прочитанного

и

прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать
фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные
факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и
определять средства их выражения;

определять начало и конец темы; выявлять

логический план текста;
проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его
композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых
структур

(индуктивные,

дедуктивные,

рамочные/

дедуктивно-индуктивные,

стержневые/индуктивно-дедуктивные);
владение

умениями

информационной

переработки

прослушанного

или

прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком
литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование
графиков, диаграмм, схем для представления информации;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных
сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение
извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в
споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных
видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию
на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной
дискуссии;
владение

умениями

учебно-делового

общения:

убеждения

собеседника;

побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности
объекта; оценки;

создание устных и письменных текстов описательного типа: определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение;
создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение,
доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации,
опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика
демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности;
оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров(девиз,
слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение,

комплексный

анализ

и

интерпретация

текстов

фольклора

и

художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов,
загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации
текста, его сильных позиций;
создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их
эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их;
оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание

родного языка и родной литературы как одной из основных

национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о
лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного
языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и
оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному

самоограничению

в

поступках,

поведении).

Сформированность

ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей

действительности,

ценностей

социального

творчества,

ценности

продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации,

ценности

«другого»

как

равноправного

партнера,

формирование

компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,
способов

взаимовыгодного

сотрудничества,

способов

реализации

собственного

лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные

этнокультурные
окружающего

традиции;
мира;

эстетическое,

способность

к

эмоционально-ценностное

видение

эмоционально-ценностному освоению

мира,

самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать

новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать

существующие

и

планировать

будущие

образовательные

результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и
ресурсы для решения задачи и достижения цели;
 составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения

исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения.
3.

Умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;

 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать

свою

деятельность,

аргументируя

причины

достижения

или

отсутствия планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
результата;
4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 фиксировать

и

анализировать

динамику

собственных

образовательных

результатов.
5.

Владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
 выстраивать

логическую

цепочку,

состоящую

из

ключевого

слова

и

соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;

 излагать полученную информацию;
 подтверждать

вывод

собственной

аргументацией

или

самостоятельно

полученными данными.
2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 определять идею текста;
 преобразовывать текст;
 оценивать содержание и форму текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные
работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять

взаимодействие

с

электронными

множественную

выборку

поисковыми

системами,

словарями;
 формировать

из

поисковых

источников

для

объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом);
 устранять

в

рамках

диалога

разрывы

в

коммуникации,

обусловленные

непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых
речевых средств;
 использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно

искать

и

использовать

информационные

ресурсы,

необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных

программно-аппаратных

средств

и

сервисов)

для

решения

информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные
ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять

главную

и

избыточную

информацию,

выполнять

смысловое

свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной

форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных
конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности.
В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в
ситуациях неопределенности.
Предметные результаты
Ученик научится:
1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4)проводить

различные

виды

анализа

слова

(фонетического,

морфемного,

словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные
нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,
пунктуационные),

нормы

речевого

этикета

и

стремиться

к

речевому

самосовершенствованию;
6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой
культуры;
Ученик получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и

грамматических категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК ( РУССКИЙ)»
Третий год обучения
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода
из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке

синонимы.

Группы

лексических

единиц

по

степени

устарелости.

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон,
ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных
слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного
числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической
норм(махаешь

–

машешь;

обусловливать,

сосредоточивать,

уполномочивать,

оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний
темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных
жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики
устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность,
связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные,
рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.
Заголовки

текстов,

их

типы.

Информативная

функция

аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка

заголовков.

Тексты

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в
текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.
Притча.
Резерв учебного времени – 1 ч.
Тематическое планирование
Раздел 1. Язык и культура

5 час

Раздел 2. Культура речи

5 час

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

6 час

Резерв учебного времени

1 час.

Итого

17 час

Четвёртый год обучения
Раздел 1. Язык и культура
Исконно

русская

лексика:

слова

общеиндоевропейского

фонда,

слова

праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские)
слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой
этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском,
американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и
незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других
народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о]

после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в
словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, инична;произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н]
перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с
подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского
рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в
количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола,
две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси,
обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько,
большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания,
возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка.
Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие
противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый
этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном
общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды
косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса,
критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила
корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т.д.

Тематическое планирование 5 класс
Раздел

Язык и
культура
(12)

Культура речи
(12)

Речь. Речевая
деятельность.
Текст
(11)

Тема урока
Родной русский язык. Из истории русской письменности.

Кол.часов
2

Язык –зеркало мира и национальной культуры

1

История в слове: наименования предметов традиционной
русской одежды и русского быта

2

Образность русской речи: метафора, олицетворение.
Живое слово русского фольклора.

3

Слово русской речи: крылатые слова, пословицы,
поговорки.

2

О чем могут рассказать имена людей и названия городов
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

2
3

Речь точная и выразительная. Основные лексические
нормы

4

Речь правильная. Основные грамматические нормы

3

Речевой этикет: нормы и традиции

2

Язык и речь. Средства выразительной устной речи.
Формы речи: монолог и диалог.

1

Текст и его строение. Композиционные особенности
описания, повествования, рассуждения

1

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Просьба, извинение

2

Официально-деловой стиль. Объявление

2

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план
текста

2

Публицистический стиль. Устное выступление.

1

Язык художественной литературы. Литературная сказка.
Рассказ.

1

Всего
Тематическое планирование 6 класс
Раздел
Тема урока
Из истории русского литературного языка.
Язык и
Диалекты как часть народной культуры.
культура (11)

Культура речи
(16)

Речь. Речевая
деятельность.
Текст
(8)

Всего

34ч.
Кол.часов
2
2

Лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур.
Особенности освоения иноязычной лексики.

2

Современные неологизмы.

1

Отражение во фразеологии истории и культуры народа.

1

Современные фразеологизмы.

2

Стилистические особенности произношения и ударения.
Нормы произношения отдельных грамматических форм.
Синонимы и точность речи.
Антонимы и точность речи.
Лексические омонимы и точность речи.
Особенности склонения имён собственных.
Нормы употребления имён существительных,
прилагательных..
Нормы употребления числительных и местоимений
Речевой этикет.
Язык и речь.Эффективные приёмы чтения.
Этапы работы с текстом.
Тематическое единство текста.
Тексты описательного типа.
Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.
Научный стиль. Словарная статья.
Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов.

2
1
2
2
2
2
2

1

2
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Тематическое планирование 7 класс
Раздел
Язык и
культура (10)

Культура речи
(15)

Речь. Речевая
деятельность.
Текст
(10)

Тема урока
Русский язык как развивающееся явление.
Устаревшие слова- живые свидетели истории. Историзмы.
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их
особенности.
Употребление устаревшей лексики в новом контексте.

Кол.часов
1
1
1

Употребление иноязычных слов как проблема культуры
речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Ударение.
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.
Трудные случаи употребления паронимов.
Типичные грамматические ошибки.
Традиции русской речевой манеры общения.
Нормы русского речевого и невербального этикета.
Традиции русского речевого общения.
Текст. Виды абзацев.
Заголовки текстов, их типы.
Разговорная речь. Спор и дискуссия.
Публицистический стиль. Путевые заметки.
Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы. Притча.

1

Резерв
Всего

1

1
1
0.5
1
0.5
1
1
1
1
1
1
1
1
17

Тематическое планирование 8 класс
Раздел

Язык и культура
(8часов)
Культура речи
(14 часов)

Речь. Речевая
деятельность.
Текст
(10 часов)

Тема урока
Исконно русская лексика. Роль старославянизмов в
развитии русского литературного языка.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных
текстах, современной публицистике.
Речевой этикет.
Орфоэпические и лексические нормы современного
русского литературного языка.
Грамматические нормы современного русского
литературного языка.
Активные процессы в речевом этикете.
Основные методы, способы и средства получения,
переработки информации.Эффективные приёмы
слушания.
Структура аргументации: тезис, аргумент.
Доказательство и его структура.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация.
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная
дискуссия.

Кол.часов
2
2
1
2
2
2
1

2
1
2
17

Тематическое планирование 9 класс
5 год обучения
Раздел

Темы

Язык и
культура
(19часа)

Отражение в русском языке культуры и
истории русского народа
Словообразовательные неологизмы в
современном русском языке
Нормы современного русского
литературного языка
Речевой этикет в деловом общении
Правила сетевого этикета
Русский язык в Интернете Официально –
деловой стиль.
Публицистический стиль. Проблемный очерк
Научно- учебный подстиль. Доклад,
сообщение

Культура
речи
(23часов)
Речь. Речевая
деятельность.
Текст
(24 часов)




























Колво
часов
3
2
2
2
2
2
2
2

Примерные темы проектных и исследовательских работ для промежуточной
аттестации
5 – 6 класс
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
Из этимологии фразеологизмов.
Из истории русских имён.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова;
словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего
края/России».
7 – 8 класс
Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском
языке.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
Футбольный сленг в русском языке.
Компьютерный сленг в русском языке.
Названия денежных единиц в русском языке.
Интернет-сленг.
Этикетные формы обращения.
Как быть вежливым?
8 – 9 класс
Как назвать новорождённого?
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных
СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

 Языковая игра как основа создания шуток и анекдотов
 Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель.
Что общего и в чём различие.
 Язык и юмор.
 Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
 Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в
споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях» и др.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 9 класс. – М.:
Дрофа, 2006.



Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность.
От слова к словесности. 9 класс». – М.: Дрофа, 2006.



Жердева Л.А. Русский язык в средней школе.Карточки-задания.М.:Владос,2000.



На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку-М.:
Просвещение 1996.


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».