РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир природы и человека»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класс
Составитель: Арудова Е. Д.., учитель
с. Новопышминское
2025 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................. 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 9
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Для реализации содержания программы используется учебно–методический
комплект В.В. Воронковой: учебник «Мир природы и человека» 4 класс, Н.Б. Матвеева,
М.А. Попова, Т.О. Куртова, Москва «Просвещение», 2018г.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения - формирование первоначальных знаний о живой и неживой
природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека.
Задачи обучения:
первоначальное формирование естественнонаучных знаний;
обобщение и систематизация полученных ранее знаний;
первоначальное
формирование
умения
наблюдать,
анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром;
развитие способности раскрывать причинно-следственные связи между
природными явлениями и жизнью человека;
знакомство с объектами и явлениями окружающего мира.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе
определяет следующие задачи:
углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и живой
природе, новых знаний об основных ее элементах;
расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и
простейших опытных действий;
формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
углубление знаний обучающихся о природе своего края;
формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности
человека, развитие у обучающихся бережного отношения к природе;
формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи живой и
неживой природы;
формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как источнике
света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии
Солнца на жизнь растений, животных, человека;
закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений,
животных, человека;
3
раскрытие причинно-следственных связей между природными явлениями и
жизнью человека;
воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
4
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и
тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала
используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся,
способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе
предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и
специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и
явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с различными
источниками информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической
деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях
человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы
необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся
должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала
желательно проводить простейшие опыты.
В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации,
занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и
здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей, обратить
внимание на то, что сами обучающиеся могут сделать для сохранения чистоты
природы.
Содержание разделов
№
п\п
1.
Времена года. Осень
3
Контрольные
работы
1
2.
Живая природа. Растения
7
1
3.
Времена года. Зима
3
4.
Неживая природа
4
5.
Живая природа. Животные
5
6.
Времена года. Весна
3
7.
Живая природа. Человек
4
8.
Безопасное поведение
2
9.
Времена года. Лето
3
Название раздела
Количество часов
Итого:
34
1
1
4
5
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и
чувства любви к природе;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой;
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, любви к родной природе;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации.
Предметные:
Минимальный уровень:
иметь представления о назначении объектов изучения;
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных
условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц;
составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для
классификации;
давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам;
знать правила гигиены тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять
желание рассказать о предмете изучения или наблюдения;
соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
выполнять доступные природоохранительные действия;
6
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного
общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего
и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней
ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка
достижений
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже
незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения
выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют
определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им
социальным опытом.
В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный)
контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в
журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала,
обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению
этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в
следующих формах:
устный опрос;
творческие и практические работы;
самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно –
тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой
работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной
аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их
эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно
выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных
результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие»,
«отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в
ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах,
соотносятся с оценками:
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
7
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устныйопросявляетсяоднимизметодовучётадостиженийобучающихсясумственн
ойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)приосвоенииобразовательной
программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и
человека» принимаетсявовнимание:
правильностьответапосодержанию,свидетельствующаяобосознанностиусвоения
изученногоматериала;
полнота ответа;
умениепрактическиприменятьсвоизнания;
последовательностьизложенияиречевоеоформлениеответа.
Критериидляоцениванияустныхответов:
Оценка«5»ставится,еслиобучающийсяобнаруживаетпониманиепройденногомате
риала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать
ответ,привестинеобходимыепримерыполученныхзнанийвпрактике,вжизни.Допускаетне
значительныенеточности(оговорки),невлияющиенаправильностьпонятий,которыеиспра
вляет сам или с помощьюучителя. Ученик в основном, последователен в
изложенииучебногоматериала.
Оценка«4»ставится,еслиобучающийсядаетответ,вцеломсоответствующийтребов
аниямоценки«5»,нозатрудняетсявформулированииотдельныхпонятийиопределений.Ис
правляетихспомощьюучителя.Делаетошибкипопрактическомуприменениюотдельных
положенийизучаемых
предметов
в
повседневнойжизни.
Исправляетихспомощьюучителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основныхположенийданнойтемы,ноизлагаетматериал(вопрос)недостаточнополноипосл
едовательно,
сбольшимизатруднениями.Допускаетошибкивречи;затрудняетсясамостоятельноподтве
рдить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в
постояннойпомощиучителя.Делаетошибки,вызванныенедопониманием
учебногоматериала.
Оценка«2»- неставится.
8
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV.
1
Сезонные изменения
в природе. Осень
1
2
Растения и животные
осенью
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Времена года. Осень - 3 часа
Обобщение полученных знаний
Обобщают полученные знания о
о влиянии Солнца на изменения
влиянии Солнца на изменения в
в природе (температура воздуха, природе (температура воздуха,
воды, количество тепла), на
воды, количество тепла), на смену
смену времен года
времен года по иллюстрациям
Работа с календарем
Работают с календарем
Чередование времен года,
Рассказывают о чередовании
закрепление знаний о названиях времен года
месяцев
Проговаривают названия месяцев
Проговаривание названий
с помощью учителя
месяцев
Называют 3-4 признака осени
Называние признаков осени
Работают с текстом об осени
Работа с текстом об осени
Выполняют задания по учебнику с
Выполнение заданий по
помощью учителя
учебнику
Сравнение рисунков
Сравнивают рисунки
Нахождение различий
Находят 1-2 различия
Запоминание названий осенних
Читают 1-2 названия осенних
цветов
цветов
Называние овощей по рисункам
Называют 3-4 овоща по рисункам
Выполнение заданий по
Выполняют задания по учебнику
учебнику, ответы на вопросы
Отвечают на вопросы кратко
Обобщение и закрепление
Обобщают представления о жизни
представлений о жизни растений растений осенью
Достаточный уровень
Обобщают полученные знания о
влиянии Солнца на изменения в
природе (температура воздуха,
воды, количество тепла), на
смену времен года
Работают с календарем.
Рассказывают о чередовании
времен года
Проговаривают названия
месяцев.
Называют 4-5 признаков осени
Работают с текстом об осени
Выполняют задания по учебнику
Сравнивают рисунки
Находят 2-3 различия, называют
их
Проговаривают 2-3 названия
осенних цветов.
Называют 4-5 овощей
Выполняют задания по учебнику
Отвечают на вопросы полным
предложением
осенью
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Отгадывание загадок
Называние известных животных,
ответы на вопросы
3
Труд людей осенью
Огород
1
4
Растения
Огород
1
Читают часть текста
Рассматривают рисунки
Отгадывают загадки по картинкам
Называют 3-4 известных
животных по картинкам
Обобщают представления о
жизни растений осенью
Читают текст
Рассматривают рисунки
Отгадывают загадки
Называют 4-5 известных
животных по картинкам
Чтение текста
Читают часть текста
Читают текст
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы кратко
Отвечают на вопросы полным
Выполнение заданий по
Выполняют задания по учебнику
предложением
учебнику
Рассматривают рисунки
Выполняют задания по учебнику
Рассматривание рисунка
Называют 1-2 садовых
Рассматривают рисунки
Называние садовых
инструмента по картинке
Называют 2-3 садовых
инструментов
Составляют краткий рассказ о
инструмента
Составление рассказа о
деятельности человека в связи с
Составляют рассказ о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в природе деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в
осенью по картинке
сезонными изменениями в
природе осенью
природе осенью
Живая природа. Растения - 7 часов
Показ объекта на рисунке (поле, Показывают объект на рисунке
Показывают и называют объект
огород)
(поле, огород)
на рисунке
Перечисление
Перечисляют 1-2
(поле, огород).
инструментов для перекопки
инструмента для перекопки земли Перечисляют 2-3
земли
по картинке
инструмента для перекопки
Ответы на вопросы об овощах
Отвечают на вопросы об овощах
землив натуральном виде в
Словарная работа (корнеплоды,
кратко
естественных условиях
овощеводы, теплица)
Работают с опорными словами
Отвечают на вопросы об
Выполнение заданий по
(корнеплоды, овощеводы,
овощах полным предложением
учебнику
теплица)
Работают с опорными словами
Выполняют задания по учебнику
(корнеплоды, овощеводы,
с помощью учителя
теплица)
Выполняют задания по
10
5
Лес
Сад
1
Рассматривание рисунка
Называние предметов мебели
Наблюдениезарастениямисадаи
лесаосенью: яблоня, осина,
липа, акация, орешник
Перечисление названий
лиственных и хвойных деревьев
Ориентировка в пространстве
(определение право, лево,
сзади, спереди)
Рассматривание прибора для
ориентировки в пространстве
(компас)
6
Растения культурные
и дикорастущие
1
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Сравнение растений
Выполнение заданий по
учебнику
Описание ягод клубники
Знакомство с понятиями «сорт»,
«семена»
7
Лекарственные
растения
1
Просмотр видео о
лекарственных растениях
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Знакомство с лекарственными
растениями
Рассматривают рисунки
Называют 1-2 предмета мебели
по картинке
Наблюдаютзарастениямисадаилес
аосенью: яблоня, осина, липа,
акация, орешник
Перечисляют 2-3 названия
лиственных и хвойных деревьев с
помощью учителя.
Ориентируются в пространстве
(определение право, лево, сзади,
спереди) с помощью учителя
Рассматривают прибор для
ориентировки в пространстве
(компас)
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Сравнивают 1-2 растения
(наиболее
распространенных) Выполняют
задания по учебнику
Описывают ягоды клубники
Знакомятся с понятиями «сорт»,
«семена» с помощью учителя
Просматривают видео о
лекарственных растениях
Читают часть текста
Рассматривают рисунки
Знакомятся с лекарственными
растениями
учебнику
Рассматривают рисунки
Называют 2-3 предмета мебели
Наблюдаютзарастениямисадаил
есаосенью: яблоня, осина, липа,
акация, орешник
Перечисляют 3-4 названия
лиственных и хвойных деревьев
Ориентируются в пространстве
(определение право, лево, сзади,
спереди) Рассматривают прибор
для ориентировки в
пространстве (компас)
Читают текст
Рассматривают рисунок
Сравнивают 2-3 растения
(наиболее
распространенных) Выполняют
задания по учебнику
Описывают ягоды клубники и
показывают их на картинке
Знакомятся с понятиями «сорт»,
«семена» с помощью учебника
Просматривают видео о
лекарственных растениях
Читают текст
Рассматривают рисунки
Знакомятся с лекарственными
растениями
11
(чтение названия и информации
на аптечной упаковке),
способом их применения,
сроком годности
(читают названия и информацию
на аптечной упаковке) с помощью
учителя
Отвечают на вопросы кратко
8
Красная книга
1
Чтение рассказа о Красной
книге
Ответы на вопросы
Рассматривание иллюстраций о
редких видах растений и
животных, их описание по
внешнему виду
Читают часть рассказа о Красной
книге
Отвечают на вопросы кратко
Рассматривают иллюстрации о
редких видах растений и
животных
Отвечают на вопросы
9
Парки
1
Просмотр видео о парках
Чтение текста
Словарная работа (парк, аллея,
сквер)
Описание парка (сквера)
Ответы на вопросы
Называние известных парков,
расположенных вблизи
местожительства
10
Растения поля
1
Чтение текста
Составление рассказа об
изготовлении продуктов питания
из муки
Словарная работа (жатва,
зернохранилище, озимые,
соломина, колос, метелка)
Просматривают видео о парках
Читают часть текста
Работают с опорными словами
(парк, аллея, сквер)
Описывают парк (сквера) по
картинке
Отвечают на вопросы кратко
Называют 1-2 известных парка,
расположенных вблизи
местожительства
Читают часть текста
Составляют краткий рассказ об
изготовлении продуктов питания
из муки с помощью учителя
Работают с опорными словами
(жатва, зернохранилище, озимые,
соломина, колос, метелка),
(читают названия и
информацию на аптечной
упаковке), способом их
применения, сроком годности
Отвечают на вопросы полным
предложением
Читают рассказ о Красной книге
Отвечают на вопросы полным
предложением
Рассматривают иллюстрации о
редких видах растений и
животных
Дают их описание по внешнему
виду
Отвечают на вопросы
Просматривают видео о парках
Читают текст
Работают с опорными словами
(парк, аллея, сквер)
Описывают парк (сквера)
Отвечают на вопросы полным
предложением
Называют 2-3 известных парка
Читают текст
Составляют рассказ об
изготовлении продуктов питания
из муки
Работают с опорными словами
(жатва, зернохранилище, озимые,
соломина, колос, метелка),
12
Чтение текста (работа в поле в
разное время года), беседа по
рисункам
Отгадывание загадок Сравнение
двух объектов (пшеница и рожь;
овес и гречиха)
Изготовление поделки из соломы
11
Зима
Признаки зимы
1
12
Растения и
животные зимой
1
составляют словосочетания
Читают часть текста (работа в
поле в разное время года)
Беседуют по рисункам
Отгадывают загадки по картинкам
Сравнивают 2 объекта (пшеница и
рожь; овес и гречиха) по картинке
Изготавливают поделки из соломы
с помощью учителя
Времена года. Зима - 3 часа
Называние зимних месяцев
Называют зимние месяцы по
Называние признаков зимы и
картинкам
зимних явлений природы
Называют 3-4 признака зимы и
Рассматривание рисунка
зимних явлений природы по
Определение признаков зимы
картинкам
Объяснение схем
Рассматривают рисунки
Чтение рассказа, ответы на
Определяют 3-4 признака зимы по
вопросы
картинкам
Составление рассказа о зимних
Читают часть рассказа
месяцах с опорой на рисунки
Отвечают на вопросы кратко
Составляют краткий рассказ о
зимних месяцах с опорой на
рисунки
Рассматривание и сравнение
Рассматривают рисунки
рисунков
Читают часть текста
Чтение текста
Описывают зимний лес по
Описание зимнего леса
картинке
Нахождение одинаковых
Находят одинаковые снежинки
снежинок
Выполняют задания по учебнику с
Рассматривание рисунка
помощью учителя
составляют словосочетания и
предложения
Читают текст (работа в поле в
разное время года) Беседуют по
рисункам
Отгадывают загадки
самостоятельно
Сравнивают 2 объекта (пшеница
и рожь; овес и гречиха)
Изготавливают поделки из
соломы
Называют зимние месяцы
Называют 4-5 признаков зимы и
зимних явлений природы
Рассматривают рисунки
Определяют 4-5 признаков зимы
Читают рассказ
Отвечают на вопросы полным
предложением
Составляют рассказ о зимних
месяцах
Рассматривают рисунки
Читают текст
Описывают зимний лес по
картинке
Находят одинаковые снежинки
Выполняют задания по учебнику
Отвечают на вопросы полным
13
13
14
Труд людей зимой
Неживая природа
Почва
1
1
Выполнение заданий по учебнику Отвечают на вопросы кратко
Составление рассказа о жизни
Составляют краткий рассказ о
растений и животных зимой
жизни растений и животных зимой
с помощью наводящих вопросов
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы кратко
Чтение рассказа
Читают часть рассказа
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы
Закрепление представлений о
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи с
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в
сезонными изменениями в
природе зимой
природе зимой
Безопасное поведение зимой:
Рассказывают о безопасном
гололёд
поведении зимой: гололёд с
помощью учителя
Неживая природа - 4 часа
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы
Рассматривание глобуса
Рассматривают глобус
Нахождение морей и суши
Находят моря и суши с помощью
Чтение текста о почве
учителя
Ответы на вопросы
Читают часть текста о почве
Рассматривание образцов почвы
Отвечают на вопросы кратко
Показ видов почвы
Рассматривают образцы почвы
Знакомство обучающихся со
Показывают виды почвы
свойствами почвы, её составом,
Знакомятся со свойствами почвы
значением для жизни животных
по картинкам
и человека Составление рассказа Составляют краткий рассказ об
об обработке земли
обработке земли по картинкам
предложением
Составляют рассказ о жизни
растений и животных зимой
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы
Читают рассказ
Отвечают на вопросы полным
предложением
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в
природе зимой
Рассказывают о безопасном
поведении зимой: гололёд
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы
Рассматривают глобус
Находят моря и суши
Читают текст о почве
Отвечают на вопросы полным
предложением
Рассматривают образцы почвы
Показывают виды почвы
Знакомятся со свойствами почвы,
её составом, значением для
жизни животных и человек в
натуральном виде в
естественных условиях
Составляют рассказ об
14
15
Песок, глина,
перегной
1
Рассматривание образцов почвы
Показ видов почвы
Простейшие свойства почвы,
их значение для растений
Способы обработки почвы:
рыхление, полив и т. д.
Практическая работа с песком и
глиной
Чтение текста
Составление рассказа о глине
Ответы на вопросы
16
Камни
1
Чтение текста.
Рассматривание разнообразных
камней.
Ответы на вопросы.
Рассматривание изделий из
поделочных и драгоценных
камней.
Просмотр видео.
Составление рассказа о камнях
17
Рельеф
Горы и равнины
1
Просмотр видео о горах
Нахождение и называние на
картинке гор и равнин
Чтение текста учебника, ответы
на вопросы
Рассматривают образцы почвы
Показывают виды почвы на
картинке
Слушают о простейших свойства
почвы,
их значение для растений
Изучают способы обработки
почвы: рыхление, полив и т. д. по
картинке
Выполняют практическую работу
с песком и глиной с помощью
учителя
Читают часть текста
Составляют краткий рассказ о
глине по картинке
Отвечают на вопросы кратко
Читают часть текста.
Рассматривают разнообразные
камни.
Отвечают на вопросы кратко.
Рассматривают изделия из
поделочных и драгоценных
камней.
Просматривают видео.
Составляют краткий рассказ о
камнях по картинкам
Просматривают видео о горах
Находят и показывают на
картинке горы и равнины
Читают часть текста учебника
Отвечают на вопросы кратко
обработке земли
Рассматривают образцы почвы
Показывают виды почвы на
картинке
Читают о простейших свойства
почвы,
их значение для растений
Изучают способы обработки
почвы: рыхление, полив и т. д. в
натуральном виде в
естественных условиях
Выполняют практическую
работу с песком и глиной
Читают текст
Составляют рассказ о глине
Отвечают на вопросы полным
предложением
Читают текст.
Рассматривают разнообразные
камни.
Отвечают на вопросы полным
предложением.
Рассматривают изделия из
поделочных и драгоценных
камней.
Просматривают видео.
Составляют рассказ о камнях
Просматривают видео о горах
Находят и называют горы и
равнины на картинке
Читают текст учебника
Отвечают на вопросы полным
15
Сравнение гор, холмов,
нахождение сходства и различий
Зарисовка гор и холмов в рабочей
тетради
Составление рассказа о нашей
местности
18 Домашни
е
животные
1
19 Птицы
1
Сравнивают горы, холмы находят
сходство
Срисовывают горы и холмы в
рабочую тетрадь
Составляют рассказ о нашей
местности по картинке
Живая природа. Животные - 3 часа
Чтение текста о роли и значения
Читают часть текста о роли и
домашних животных в жизни
значения домашних животных в
человека
жизни человека
Знакомство с работой человека
Знакомятся с работой человека по
по созданию новых, полезных
созданию новых, полезных для
для него пород животных
него пород животных
Называние домашних животных
Называют домашних животных по
по рисунку
рисунку
Правила ухода
Слушают о правилах ухода
задомашнимиживотными
задомашнимиживотными
Рассказ о домашних животных:
Рассказывают о домашних
лошадь, овца, корова, свинья.
животных: лошадь, овца, корова,
Разведение человеком домашних свинья по картинкам
животных, уход за ними
Рассказывают о разнообразии
Разнообразие пород домашних
пород домашних животных по
животных
картинкам
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Называние знакомых птиц
Называют 3-4 знакомые птицы по
Чтение текста о птицах
картинке
Домашние птицы: курица,
Читают часть текста о птицах
гусь, утка
Отвечают на вопросы кратко
Внешний вид, повадки, забота о
Слушают о домашних птицах:
потомстве, уход за ними
курица, гусь, утка
Развешивание кормушек для
Описывают внешний вид
предложением
Сравнивают горы, холмы
находят сходство и различия
Зарисовывают горы и холмы в
рабочей тетради
Составляют рассказ о нашей
местности
Читают текст о роли и значения
домашних животных в жизни
человека
Знакомятся с работой человека
по созданию новых, полезных
для него пород животных
Называют домашних животных
Читают о правилах ухода
задомашнимиживотными
Рассказывают о домашних
животных: лошадь, овца, корова,
свинья.
Рассказывают о разнообразии
пород домашних животных по
прочитанному
Рассматривают рисунки
Называют 4-5 знакомых птиц
Читают текст о птицах
Отвечают на вопросы полным
предложением
Слушают о домашних птицах:
курица, гусь, утка.
Описывают внешний вид,
16
птиц
20
Дикие птицы
21 Весна
Растения весной
1
1
Чтение текста о водоплавающих
птицах (дикие и домашние), с
особенностями их строения,
приспособлением к среде
обитания
Нахождение на картинке диких
птиц: утка, гусь, лебедь
Сравнение с домашними
уткой и гусем
Просмотр видео о лебедях
Рассказ о птицах
и правила уход за ними
Развешивают кормушки для птиц
Читают часть текста о
водоплавающих птицах (дикие и
домашние)
Знакомятся с особенностями их
строения, приспособлением к
среде обитания по картинке
Находят на картинке 2-3 дикие
птицы утка, гусь, лебедь
Сравнивают с домашними
уткой и гусем
Просматривают видео о лебедях
Кратко рассказывают о птицах с
помощью учителя
Времена года. Весна - 3 часа
Просмотр видео о признаках
Просматривают видео о признаках
весны
весны
Определение признаков весны по Определяют 3-4 признака весны
рисункам
по рисункам
Наблюдение за погодой
Наблюдают за погодой
Чтение рассказа о весне
Читают часть рассказа о весне
Определение названия месяца по Определяют названия месяца по
рисунку
рисунку
Обобщение и закрепление
Обобщают представления о жизни
представлений о жизни растений растений весной
весной
Называют 3-4 весенних цветка по
Отработка названий весенних
картинке
цветов
Высевают семена и наблюдают за
Посев семян и уход за всходами
всходами
повадки, заботу о потомстве и
правила уход за ними
Развешивают кормушки для птиц
Читают текст о водоплавающих
птицах (дикие и домашние),
Знакомятся с особенностями их
строения, приспособлением к
среде обитания
Находят на картинке 3-4 дикие
птицы утка, гусь, лебедь
Сравнивают с домашними
уткой и гусем
Просматривают видео о лебедях
Рассказывают о птицах
Просматривают видео о
признаках весны
Определяют 4-5 признака весны
Наблюдают за погодой
Читают рассказ о весне
Определяют названия месяца
Обобщают представления о
жизни растений весной
Называют 3-4 весенних цветка в
натуральном виде в
естественных условиях
Высевают семена и ухаживают за
всходами
17
22 Животные весной
1
23 Труд людей
весной
1
26 Человек
Мозг человека
1
Чтение рассказа
Ответы на вопросы
Выполнение заданий по
учебнику
Обобщение и закрепление
представлений о жизни
животных весной
Составление рассказа по
рисункам
Рисование муравейника в
тетради
Название детенышей животных
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Закрепление представлений о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в
природе весной
Называние весенних месяцев на
картинках
Чтение стихотворения о весне
Составление рассказа о труде
людей весной
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы
Выполняют задания по учебнику
Обобщают представления о жизни
животных весной по картинкам
Составляют краткий рассказ по
рисункам
Срисовывают муравейник в
тетрадь
Называют 2-3 детенышей
животных по картинке
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы кратко
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в
природе весной по учебнику
Называют весенние месяцы по
картинкам
Читают часть стихотворения о
весне
Составляют рассказ о труде людей
весной по картинкам и с помощью
наводящих вопросов учителя
Живая природа. Человек – 4 часа
Показ частей тела человека
Показывают части тела человека
Чтение рассказа
на картинке
Ответы на вопросы
Читают часть рассказа
Выполнение практических
Отвечают на вопросы кратко
заданий
Выполняют практические задания
Читают рассказ
Отвечают на вопросы
Выполняют задания по учебнику
Обобщают и закрепляют
представления о жизни
животных весной
Составляют рассказ
Рисуют муравейник в тетради
Называют 3-4 детенышей
животных
Читают текст
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы полным
предложением
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в
природе весной по учебнику
Называют весенние месяцы
Читают стихотворение о весне
Составляют рассказ о труде
людей весной по картинкам
Показывают части тела человека
на картинке
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы полным
предложением
18
Объяснение и показ
неправильного поведения по
картинке
Проговаривание правил
профилактики травм головного
мозга
27
Режим дня
1
28
Охрана природы
1
Рассматривание схемы
Называние частей суток
Закрепление знаний о режиме
дня
Чтение текста о режиме дня
Ответы на вопросы
Составление рассказа о
разнообразии часов
Изучение таблицы-режима дня
Рассказ о предупреждении
перегрузок, правильном
чередование труда и отдыха
Чтение текста
Ответы на вопросы
Рассматривание рисунка
Обсуждение состояния природы
и ее влияние на здоровье
человека
Сравнение рисунков
Ответы на вопросы
Расширение представлений о
необходимости бережного
отношения к природе как среде
обитания человека
с помощью учителя
Показывают неправильное
поведение по картинке
Читают правила профилактики
травм головного мозга
Выполняют практические
задания с помощью учителя
Показывают и объясняют
неправильное поведение
Проговаривают правила
профилактики травм головного
мозга
Рассматривают схемы
Рассматривают схемы
Называют части суток по картинке Называют части суток
Закрепляют знания о режиме дня
Закрепляют знания о режиме дня
Читают часть текста о режиме дня Читают текст о режиме дня
Отвечают на вопросы кратко
Отвечают на вопросы полным
Составляют рассказ о часах
предложением
Рассказывают о правильном
Составляют рассказ о
чередовании труда и отдыха с
разнообразии часов
помощью наводящих вопросов
Рассказывают о предупреждении
перегрузок, правильном
чередование труда и отдыха по
картинкам
Читают часть текста
Читают текст
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Рассматривают рисунок
Рассматривают рисунок
Обсуждают состояния природы и
Обсуждают состояния природы и
ее влияние на здоровье человека
ее влияние на здоровье человека
Отвечают на вопросы кратко
Сравнивают рисунки
Расширяют представления о
Отвечают на вопросы полным
необходимости бережного
предложением
отношения к природе как среде
Расширяют представления о
обитания человека
необходимости бережного
отношения к природе как среде
обитания человека
19
29
Зоопарки
1
30
Безопасное
поведение дома и в
школе
1
31
Правила дорожного
движения
Транспорт
1
Чтение текста
Рассматривание картинки
Называние известных животных
Просмотр видео о зоопарках
Запись понятия в тетрадь
Составление рассказа о
занятиях людей, работающих в
заповедниках, лесничествах
Словарная работа (заповедник,
лесничество)
Читают часть текста
Рассматривают картинки
Называют 3-4 известных
животных по картинкам
Просматривают видео о
зоопарках
Составляют рассказ о занятиях
людей, работающих в
заповедниках, лесничествах с
помощью учителя
Работают с опорными словами
(заповедник, лесничество),
составляют словосочетания
Безопасное поведение – 2 часа
Чтение текста
Читают часть текста
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Рассказ о правилах поведения и
Рассказывают о правилах
безопасности дома и в школе
поведения и безопасности дома и
Чтение стихотворение
в школе по картинкам
Чтение и запоминание
Читают часть стихотворение
телефонов экстренных служб
Читают и запоминают телефоны
экстренных служб
Чтение текста о правилах
Читают часть текста о правилах
поведения на улице
поведения на улице
Изучение ПДД: сигналы
Повторяют ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, светофора, пешеходный переход,
правила нахождения ребенка на
правила нахождения ребенка на
улице (сопровождение взрослым, улице (сопровождение взрослым,
движение по тротуару, переход
движение по тротуару, переход
улицы по пешеходному
улицы по пешеходному переходу)
переходу)
Рассматривают рисунки
Читают текст
Рассматривают картинки
Называют 4-5 известных
животных
Просматривают видео о
зоопарках
Составляют рассказ о занятиях
людей, работающих в
заповедниках, лесничествах по
картинкам
Работают с опорными словами
(заповедник, лесничество),
составляют словосочетания и
предложения
Читают текст
Рассматривают рисунки
Рассказывают о правилах
поведения и безопасности дома
и в школе
Читают стихотворение
Читают и называют телефоны
экстренных служб
Читают текста о правилах
поведения на улице
Повторяют ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход,
правила нахождения ребенка на
улице (сопровождение взрослым,
движение по тротуару, переход
улицы по пешеходному
переходу)
20
Рассматривание рисунка
Правила безопасного поведения
в общественном транспорте
Показ и называние разных
транспортных средств на фото
Чтение стихотворения о разных
транспортных средствах
32
Лето
Растения летом
1
Повторяют правила безопасного
поведения в общественном
транспорте по картинкам
Показывают и называют разные
транспортные средства на фото
Читают часть стихотворения о
разных транспортных средствах
Времена года. Лето - 3 часа
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Называние признаков лета
Называют 3-4 признака лета по
Рассказ по схеме о влиянии
картинкам
солнца
Рассказывают по схеме о влиянии
Чтение рассказа
солнца
Ответы на вопросы
Читают часть рассказа
Сравнение рисунков
Отвечают на вопросы
Называние деревьев по фото
Сравнивают рисунки
Зарисовка фруктов и цветов по
Называют 2-3 дерева по фото
памяти
Раскрашивают фрукты и цветы по
Чтение стихотворения
памяти
Составление рассказа о
Читают часть стихотворения
растениях леса летом
Составляют рассказ о растениях
Обобщение и закрепление
леса летом по картинкам
представлений о жизни растений Обобщают представления о жизни
летом
растений летом по картинкам
Рассматривают рисунки
Повторяют правила безопасного
поведения в общественном
транспорте
Показывают и называют разные
транспортные средства
Читают стихотворение о разных
транспортных средствах
Рассматривают рисунки
Называют 4-5 признаков лета
Рассказывают по схеме о
влиянии солнца
Читают рассказ
Отвечают на вопросы
Сравнивают рисунки
Называют 3-4 дерева
Зарисовывают фрукты и цветы
по памяти
Читают стихотворение
Составляют рассказ о растениях
леса летом
Обобщают представления о
жизни растений летом по памяти
21
33
Животные летом
1
Рассматривание рисунков
Нахождение и показ известных
животных
Называние детенышей животных
Составление рассказа о звере по
плану
Рассказ о домашних животных
по рисунку
Обобщение и закрепление
представлений о жизни
животных летом
Рассматривают рисунки
Находят 3-4 известных животных
по картинке
Называют 3-4 детенышей
животных по картинке
Составляют рассказ о звере по
картинке
Рассказывают о домашних
животных по рисунку
Закрепляют представления о
жизни животных летом
34
Труд людей летом
Безопасные летние
каникулы
1
Рассматривание картинок
Чтение рассказа
Ответы на вопросы
Составление рассказа
Закрепление представлений о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в
природе летом
Чтение стихотворения
Проговаривание правил купания
и нахождения на солнце
Выполнение заданий по
учебнику
Зарисовка любимого времени
года
Рассматривают картинки
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в
природе летом
Читают часть стихотворения
Проговаривают 2-3 правила
купания и нахождения на солнце
Выполняют задания по учебнику
Срисовывают любимое время года
Рассматривают рисунки
Находят 4-5 известных
животных
Называют 3-4 детенышей
животных
Составляют рассказ о звере по
плану
Рассказывают о домашних
животных по рисунку
Закрепляют и обобщают
представления о жизни
животных летом
Рассматривают картинки
Читают рассказ
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в
природе летом
Читают стихотворение
Проговаривают 2-3 правила
купания и нахождения на солнце
Выполняют задания по учебнику
Зарисовывают любимое время
года
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на данную тему
№
Тема урока
Ча
Приме
22
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Сезонные изменения в природе. Осень
Растения и животные осенью
Труд людей осенью. Огород
Растения. Огород
Лес. Сад
Растения культурные и дикорастущие
Лекарственные растения
Красная книга
Парки
Растения поля
Зима. Признаки зимы
Растения и животные зимой
Труд людей зимой
Неживая природа. Почва
Песок, глина, перегной
Камни
Рельеф. Горы и равнины
Домашние животные
Птицы
Дикие птицы
Весна. Растения весной
Животные весной
сы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23.
Труд людей весной
Насекомые: пчела. Вредные насекомые.
Человек. Мозг человека
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня
1
1
1
1
1
24.
25.
26.
27.
чание
К.р
К.р
К.р
.
23
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Охрана природы
Зоопарки
Безопасное поведение дома и в школе
Правила дорожного движения. Транспорт
Лето. Растения летом
Животные летом
1
1
1
1
1
1
34.
Труд людей летом. Безопасные летние каникулы
1
К.р
24