РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речевая практика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1 класс
Составитель: Арудова Е. Д.., учитель
с. Новопышминское
2025 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 4
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................. 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 8
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Речевая практика» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель обучения - развитие речевой коммуникации обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления
общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств обучающихся;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 1 классе
определяет следующие задачи:
− формирование умения понимать и четко выполнять речевые инструкции;
− формирование умения взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения
заданий;
− развитие интонационной речи;
− совершенствование грамматического строя речи;
− формирование связного монологического высказывания;
− воспитание уважительного отношения к собеседнику, его пожеланиям.
3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение речевой практике в 1 классе неразрывно связано с развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также, с
воспитанием любознательности, культуры поведения в обществе.
Содержание программы включает четыре раздела:
− Аудирование и понимание речи.
− Дикция и выразительность речи.
− Общение и его значение в жизни.
− Организация речевого общения (базовые формулы речевого общения,
примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).
Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи»,
«Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни»
обеспечивает целенаправленную работу по развитию у школьников умений
правильно воспринимать речь на слух, точно её интонировать, владеть
этикетными средствами общения. Центральным в программе является раздел
«Организация речевого общения». В нём определены речевые ситуации, которые
встречались или могли встретиться в реальной жизни детей. В этих ситуациях
школьники должны вести себя (вербально и невербально) в традициях данного
общества. Иными словами, в процессе реализации программных тем
предполагается научить детей понимать речевую ситуацию, правильно вести себя
в ней, точно использовать языковые средства для поддержания общения.
В 1 классе дети учатся понимать и чётко выполнять речевые инструкции
учителя, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий,
обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, а также
участвовать в мини-диалогах, которые знакомы им по бытовым ситуациям. Кроме
того, на уроках необходимо создавать условия для развития интонационной
выразительности речи обучающихся, совершенствования их лексики,
грамматического строя речи, а также формировать простейшие умения в части
построения связного монологического высказывания.
Выбор методов обучения обуславливается рядом факторов: содержанием
изучаемого материала, возрастом и уровнем развития обучающихся, а также
уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов
обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения, а также
решение задач социальной адаптации. На уроках речевой практики широкое
применение находят такие методы обучения: конструирование диалогов,
тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией,
проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, составление предложений,
ролевые игры, дидактические игры, а также методы и приемы интерактивного
обучения с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Известно, что если
ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то
эффективность уроков заметно возрастает.
Обучение речевой практике носит коррекционную и практическую
направленность и тесно связано с другими предметами.
Содержание разделов
4
№
п/п
Название раздела, темы
Количество Контрольные
часов
работы
Аудирование
13
Дикция и выразительность речи
18
Подготовка речевой ситуации и организация
3
22
высказывания
4
Культура общения
13
66
Итого:
1
2
5
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
определение и высказывание под руководством педагога самых простых
общих для всех людей правил поведения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
− выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
− называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
− употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
− правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
− знать свое имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена
ближайших родственников и товарищей по классу;
− слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их
содержанием.
Достаточный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции;
− называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими
картинками;
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
− внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
− соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
− объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
− сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей,
имена ближайших родственников, адрес дома;
− составлять небольшие рассказы.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не
проводится. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на
основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня
формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»
6
Соотнесение результатов оценочной деятельности,
обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70 %;
− «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %
демонстрируемые
7
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Программное содержание
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Давайте познакомимся – 4 часа
1
Давайте
познакомимся
1
Знакомство, приветствие
Игра «Наши имена»
Введение в ситуацию (беседа с привлечением
личного опыта, ответы на вопросы на основе
иллюстраций)
Знакомство с основными правилами
поведения в диалоге, при знакомстве:
собеседники приветливо смотрят друг на
друга, первым представляется старший
Употребляют в речи
слова – Здравствуйте!
До свидания!
Употребляют в речи слова –
Здравствуйте! Доброе утро,
До свидания!
Знакомятся с правилами
поведения по алгоритму
Знакомятся с правилами
поведения по алгоритму
Называют свое имя и
имена одноклассников
Называют свое имя,
используя предложение
«Меня зовут…»
Моделирование мини-диалогов между
учителем и учеником. Употребление фразы
«Меня зовут…»
2
Где мы учимся
Школа
1
Игра «Приветствие»
Прослушивание песни из мультфильма
«Крошка Енот» («Улыбка», слова
Слушают музыкальное
произведение
Слушают музыкальное
произведение
Повторяют правила
поведения при
Повторяют правила
поведения при знакомстве по
8
М.Пляцковского, музыка В. Шаинского)
знакомстве по алгоритму
Повторение основных правил поведения в
диалоге, при знакомстве
алгоритму
Отвечают на вопросы
учителя по содержанию
картинки
Тренировочные упражнения в изображении
доброжелательного выражения лица по
отношению друг к другу
Рассматривание картинки в учебнике
Ответы на вопросы учителя по содержанию
картинки
3
Урок музыки
1
Урок физкультуры
Игра «Приветствие»
Рассматривание картинки в учебнике
Ответы на вопросы учителя по содержанию
картинки Экскурсия в спортивный зал
Знакомство с учителем физкультуры
(возможна экскурсия в кабинет музыки,
кабинет логопеда)
Употребляют в речи
слова- Здравствуйте!
Доброе утро!
Употребляют в речи слова –
Здравствуйте!
Доброе утро!
Повторяют правила
поведения при
знакомстве по алгоритму
Повторяют правила
поведения при знакомстве по
алгоритму
Отвечают на простые
вопросы учителя
Отвечают на вопросы
учителя
Употребляют в речи
слова - Здравствуйте!
Употребляют в речи слова -
Беседа – «С кем ты познакомился(ась) в
школе?»
4
Школа
1
Игра «Приветствие»
9
Кто нас лечит и
кормит
Рассматривание картинки по теме урока
Доброе утро!
Здравствуйте! Доброе утро!
Ответы на вопросы учителя по содержанию
картинки Составление предложений по
картинкам
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Повторяют правила
поведения при знакомстве
Экскурсия в медицинский кабинет, столовую
Знакомство с персоналом
Отвечают на простые
вопросы учителя по
содержанию картинки
Беседа – «С кем ты познакомился(ась) в
школе?»
Отвечают на вопросы
учителя
Знакомство во дворе - 3 часа
5
Школа
Школьный двор
1
Введение в ситуацию (беседа с привлечением Повторяют чистоговорку Проговаривают
личного опыта)
за учителем
чистоговорку
самостоятельно
Разучивание чистоговорок «Ра-ра-ра – нам
Отвечают на простые
гулять пора. Ру-ру-ру - начинаем мы игру»
вопросы учителя во
Отвечаютна вопросы
время экскурсии по
учителя во время экскурсии
Экскурсия по школьному двору
школьному двору
по школьному двору
Беседа во время экскурсии по школьному
двору
Называют объекты,
находящиеся на школьном
дворе
(школьный стадион,
спортивная площадка,
игровая площадка, клумбы и
т.д.)
10
6
Знакомство во
дворе
7
1
Повторение чистоговорок «Ра-ра-ра – нам
гулять пора. Ру-ру-ру - начинаем мы игру»
1
Закрепление правил поведения при
знакомстве
Составление рассказа по теме ситуации (игра
«Дополни предложение»)
Конструирование диалога «Знакомство во
дворе»
Повторяют чистоговорку Проговаривают
за учителем
чистоговорку
самостоятельно
Повторяют правила
поведения при
Повторяют правила
знакомстве
поведения при знакомстве
Называют свое имя
Называют свое имя
Составляют диалог с
вопросительными
предложениями «Как тебя
зовут?» «Хочешь с нами
играть?»
Дорога домой – 3 часа
8
Дорога домой
Какие бывают
дома
1
Введение в ситуацию (беседа с привлечением Повторяют чистоговорки Проговаривают
личного опыта)
за учителем
чистоговорки
самостоятельно
Разучивание чистоговорок про дома
Отвечают на вопросы
учителя по картинке
Отвечают на вопросы
Рассматривание картинок к уроку
учителя
Ответы на вопросы учителя по содержанию
картинок
Составление рассказа о доме, в котором он
живет.
Составляют рассказ о доме
Называют домашний адрес
Беседа о правилах безопасного поведения на
улице
11
9
Дорога домой
Читаем сказку
«Гуси-лебеди»
1
Повторение чистоговорок
Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди»
Составление рассказа по картинкам о том,
как дети возвратились домой
10
Играем в сказку
«Гуси-лебеди»
1
Закрепление содержания сказки
(прослушивание сказки в аудиозаписи)
Коллективное рассказывание сказки
Повторяют чистоговорки Проговаривают
за учителем
чистоговорки
самостоятельно
Называют героев
сказкипо картинкам
Называют героев сказки по
памяти
Составляют
предложения по
Составляют рассказ по
картинкам с помощью
картинкам к сказке
учителя
Называют героев сказки
по картинкам
Повторяют фразы героев
сказки за учителем
Драматизация фрагментов сказки
Называют героев сказки
Говорят, самостоятельно
фразы героев сказки
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки
«Теремок» - 2 часа
11
Кто в теремочке
живёт? (по сказке
«Теремок»)
1
Введение в тему ситуации (работа с
иллюстрацией, отгадывание загадки)
Повторяют чистоговорки Повторяют чистоговорки
за учителем
самостоятельно
Разучивание чистоговорки «В чистом поле
теремок, всем найдется уголок»
Слушают сказку
Знакомство со сказкой «Теремок»
Называют героев
сказкипо картинкам
Устанавливают
последовательность
появления в теремке
животных с называнием их
Называние героев сказки
12
Хоровод «Кто-кто в теремочке живёт?»
12
Мы играем в
«Теремок»
1
Повторение чистоговорки
Актуализация содержания сказки «Теремок»:
прослушивание аудиозаписи
Проигрывание эпизодов сказки с
направляющей помощью учителя
Повторяют чистоговорки Проговаривают
за учителем
чистоговорки
самостоятельно
Слушают аудиозапись
Слушают аудиозапись
Повторяют фразы героев
сказки за учителем
Повторяют самостоятельно
фразы героев сказки
Рассказывают сказку с
помощью опорных слов
Знакомство в гостях – 5 часов
13
Моя семья
1
Слушание стихотворения Е. Благининой
«Посидим в тишине»
Называют членов семьи,
их имена, фамилии
Понимание прямых родственных отношений: Составляют диалог с
мама, папа, дедушка, бабушка, братья,
помощью опорных
сестры
предложений
Называют членов семьи их
имена, отчества и фамилии
своих родителей, места их
работы
Составляют диалог
Знание имени, отчества и фамилии своих
родителей, места их работы, имён братьев и
сестёр, их занятий «Кто старше, кто
младше?»
Конструирование диалога«Играем в семью»
13
14
Приглашаем
гостей
1
Ведение в ситуацию (беседа с привлечением
личного опыта)
Сообщение правил этикета при знакомстве с
взрослым в гостях
Слушание детской песни «К нам гости
пришли»
Повторяют правила
этикета при знакомстве с
взрослыми
Повторяют правила этикета
при знакомстве со
взрослыми
Составляют
Составляют предложение с
предложение с опорой на опорой на иллюстрацию и
иллюстрации
условно-графические схемы
предложений
Коллективное составление рассказа с опорой
на иллюстрации и условно-графические
схемы предложений
15
Мы в гостях
1
Проговаривание правил поведения при
знакомстве с ровесниками и старшими
Коллективное составление рассказа «Как мы
ходили в гости» по опорным картинкам
Ролевые игры по теме ситуации («Кукла
встречает гостей»)
16
Сказка «Репка»
1
17
Сказка «Репка»
1
Рассказывают о
Рассказывают о правилах
правилах поведения при поведения при знакомстве с
знакомстве с
ровесниками и старшими
ровесниками и старшими
Составляют рассказ «Как мы
Составляют
ходили в гости» по опорным
предложения по
предложениям
опорным картинкам
Разучивание чистоговорки
Повторяют чистоговорки Проговаривают
за учителем
чистоговорки
Знакомство со сказкой (устное рассказывание
самостоятельно
учителем с опорой на иллюстрации)
Называют героев сказки
по картинкам
Рассказывают сказку
Закрепление содержания сказки (просмотр
мультипликационного фильма)
Повторяют фразы героев Повторяют самостоятельно
за учителем
фразы героев сказки
Инсценирование сказки
14
Покупка школьных принадлежностей - 3 часа
18
Школьные
принадлежности
1
Уточнение и обогащение словарного запаса
по теме ситуации (школьные
принадлежности и их назначение)
Разучивание чистоговорок («Аш-аш-аш – вот
зелёный (синий и пр.) карандаш)
Конструирование диалога «Попроси у
товарища …»
Повторяют чистоговорки Проговаривают
за учителем
чистоговорки
самостоятельно
Называют школьные
принадлежности и их
Называют школьные
признаки (цвет, величина принадлежности и их
и пр.) на примере
признаки (цвет, величина и
реальных предметов и по пр.)
картинкам
Игра «Еще какой(ая)?» (упражнения в
согласовании существительного и
прилагательного в числе и роде)
19
Покупка
школьных
принадлежностей
1
Разучивание скороговорки «Расскажи мне
про покупку…»
Повторяют скороговорку Повторяют скороговорку
за учителем
Называют школьные
принадлежности и их
Называют школьные
15
20
Покупка
школьных
принадлежностей
1
Отгадывание загадок
Знакомство с основными правилами
поведения в магазине (беседа с элементами
рассказа)
принадлежности и их
признаки (цвет, величина
и пр.) Используют фразы
в диалоге «Дайте мне,
пожалуйста, …»
Использование фраз «Дайте мне, пожалуйста,
«Мне нужен (нужна,
…»
нужны) …»
«Мне нужен (нужна, нужны) …»
признаки (цвет, величина и
пр.) Используют фразы в
диалоге «Дайте мне,
пожалуйста, …»
«Мне нужен (нужна, нужны)
…» Описывают предметы по
картинно-графической схеме
(размер, цвет, форма)
Конструирование диалога с продавцом
магазина
Ролевая игра «Магазин «Школьник»
Описание предметов по картиннографической схеме (размер, цвет, форма)
В магазине игрушек – 3 часа
21
«Игрушки»
1
Обогащение лексического запаса
обучающихся словами, обозначающими
игрушки, их основные признаки и действия с
ними
Разучивание стихотворения А. Барто.
«Самолёт»
Конструирование диалога «Давай поиграем»
Называют игрушки и их
основные признаки
Называют игрушки и их
основные признаки
Повторяют
стихотворение за
учителем
Рассказывают стихотворение
наизусть
Сравнивают игрушки по
заданному учителем
признаку
Сравнивают игрушки по
заданному учителем
признаку
Составляют диалог с опорой
16
на картинку
22
«Магазин
игрушек»
1
Разучивание стихотворения А. Барто «Я
люблю свою лошадку»
Повторение правил поведения в магазине
(беседа с элементами рассказа)
Конструирование возможных диалогов
между продавцом и покупателями в магазине
«Игрушки» с опорой на содержание
картинки
23
Играем вместе
1
Конструирование диалога в игровых
ситуациях
Игра «Кто быстрее?»
Повторяют
стихотворение за
учителем
Повторяют правила
поведения в магазине
Рассказывают стихотворение
наизусть
Называют игрушки
Составляют диалог, с опорой
на план
Составляют
предложения по
картинке
Умеют соблюдать
правила игры
Составляют диалог с
опорой на картинку
Умеют соблюдать правила
игры
Составляют диалог с опорой
на символический план
Умение объяснять правила игры своим
товарищам
Умение выбирать интонацию для того, чтобы
договориться с товарищем
Готовимся к празднику – 3 часа
24
Готовимся к
празднику
Письмо Деду
Морозу
1
Введение в ситуацию (беседа, рассказ
учителя с опорой на иллюстрацию)
Отвечают на простые
вопросы учителя
Отвечают на вопросы
учителя
Разучивание новогоднего стихотворения (по
выбору учителя)
Повторяют
стихотворение за
Рассказывают стихотворение
наизусть
17
25
26
Готовимся к
празднику
Готовимся к
празднику
Составление
диалогов
1
1
Составление письма Деду Морозу с опорой
на условно-графические схемы предложений
учителем
Разучивание песенки «В лесу родилась
ёлочка» сл. Р.Кудшовой, муз. Л. Бекмана
Знают слова песни
Исполняют песню
Перенос полученных знаний о правилах
поведения при знакомстве в условия новой
ситуации: проигрывание ситуации
знакомства с Дедом Морозом
Повторяют слова песни
за учителем
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Используют их в новой
ситуации
Повторение песенки «В лесу родилась
ёлочка» сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана
Повторяют слова песни
за учителем
Повторяют слова песни
Разучивание новогоднего стихотворения (по
выбору учителя)
Рассказывают
стихотворение, повторяя
за учителем
Составление приглашений на новогодний
праздник
Моделирование возможных диалогов при
приглашении на праздник
Составляют письмо Деду
Морозу с помощью
учителя
Составляют письмо Деду
Морозу по опорной схеме
Повторяют правила
поведения при знакомстве
Используют их в новой
ситуации
Исполняют песню
Рассказывают наизусть
стихотворение
Составляют диалоги с
опорой на картинку
18
Новогодние чудеса – 4 часа
27
Новогодние
чудеса
1
Введение в ситуацию (беседа с опорой на
иллюстрацию)
Перенос полученных знаний о правилах
поведения при знакомстве в условия
новой ситуации: проигрывание ситуации
знакомства на карнавале
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Используют их в новой
ситуации
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Повторяют
чистоговорки, повторяя
за учителем
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
Выбор на рисунке ситуации,
соответствующей реплике,
произнесенной учителем
28
Новогодние
чудеса
Составление
новогодних
поздравлений
1
Разучивание чистоговорки
Составление новогодних поздравлений
Тренировочные упражнения в
произнесении поздравлений с
торжественной интонацией
Игра «Узнай меня»
29
Новогодние
чудеса
1
30
Новогодние
чудеса
1
Конструирование диалогов поздравления
и ответной реплики, моделирование и
проигрывание диалогов
Беседа с привлечением личного опыта
«Что мне запомнилось на новогоднем
празднике?»
Используют их в
новой ситуации
Моделируют
ситуацию знакомства
на карнавале
Составляют новогоднее
Составляют
поздравление с помощью новогоднее
учителя
поздравление по
опорным схемам
Отвечают на простые
вопросы учителя
Отвечают на вопросы
учителя
Составляют
предложения по
картинкам
Составляют рассказ о
новогоднем празднике
по картинкам
19
Составление рассказа по теме ситуации
(составление
предложений о новогоднем празднике с
последующим использованием для
коллективного рассказа)
Зимняя прогулка – 4 часа
31
Зимняя одежда
1
Введение в тему (беседа, называние
предметных картинок с изображениями
зимней одежды и обуви)
Повторяют
чистоговорки, повторяя
за учителем
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
изображениями зимней одежды и обуви)
Называют предметы
зимней одежды и обуви
по картинкам
Называют предметы
зимней одежды и
обуви
Описывают зимнюю
одежду детей по
данному
символическому
плану
Называют предметы
зимней одежды и обуви
по картинкам
Описывают зимнюю
одежду детей по
данному
символическому
плану
Разучивание чистоговорки «В шапке да
шубке хорошо Мишутке»
32
Зимняя одежда
«Кукла одевается
на прогулку»
1
Введение в ситуацию: просьба о помощи
(беседа по сюжетной картинке)
Использование в диалоге просьбы:
«Помоги мне, пожалуйста, найти...»
Используют в диалоге
просьбы: «Помоги мне,
20
Конструирование в диалоге возможных
реплик, содержащих просьбу
пожалуйста, найти...»
Используют в диалоге
просьбы: «Помоги
мне, пожалуйста,
найти...».
Составляют диалоги
33
Зимние забавы
1
Разучивание чистоговорки о зиме (по
выбору учителя)
Знакомство с зимними забавами
Выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из
двух: У Миши санки. У Маши санки
Повторяют
чистоговорки, повторяя
за учителем
Называют зимние забавы Называют зимние
по сюжетным картинкам забавы
Составляют
предложения по схеме
Составление предложений по схеме
34
Зимняя прогулка
Закрепление
1
Повторение чистоговорки о зиме (по
выбору учителя)
Составление предложений по схеме
Составление рассказа с опорой на
картинный план
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
Повторяют
чистоговорки, повторяя
за учителем
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
Составляют короткое
высказывание по
сюжетным картинкам
Составляют короткие
высказывания по
условно-графическим
схемам и сюжетной
картинке
«Надо, надо умываться…» - 3 часа
35
«Мойдодыр»
1
Введение в тему (беседа с опорой на
Прослушивают текст
Прослушивают текст
21
сюжетную картинку)
стихотворения
стихотворения
Знакомство со стихотворением К.
Чуковского «Мойдодыр»
Отвечают на простые
вопросы учителя
Отвечают на вопросы
учителя
Работа с серией картинок к
стихотворению
Повторяют часть
стихотворения за
учителем
Рассказывают
стихотворение
наизусть
Составляют
предложения по
картинкам
Составляют
предложения по
опорным схемам
Составляют диалоги с
помощью учителя
Составляют диалоги
Разучивание фрагментов стихотворения
36
Я умываюсь
1
Составление предложений по теме
ситуации (просьба в утвердительной и
вопросительной формах)
Ролевые игры по теме с использованием
игрушек как героев ситуации
37
Режим дня
1
Моделирование диалогов
Коллективное составление рассказа по
теме «Режим дня школьника»
Игра «Кто знает, пусть продолжит»
Составляют рассказ по
теме «Режим дня
школьника» по
картинкам
Составляют рассказ
по теме «Режим дня
школьника»
Помощники – 13 часов
38
Я - помощник
1
Ведение в тему (беседа с опорой на
сюжетную картинку)
Отвечают на простые
вопросы учителя
Отвечают на вопросы
по стихотворению
Знакомство со стихотворением А. Барто
Составляют
предложения с помощью
Составляют
предложения по
22
«Помощница»
учителя
сюжетным картинкам
Проигрывают ситуацию
по уборке дома
Проигрывают
ситуацию по уборке
дома
Рисование «живой» картины по
стихотворению
Я – помощник
Составление
диалогов «Делаем
уборку вместе»
1
Я – помощник
Составление
диалогов «Делаем
уборку вместе»
1
41
Я помогаю маме
убирать в доме
1
42
Я помогаю маме
убирать в доме
1
Я помогаю маме
убирать на кухне
1
39
40
43
Составление диалогов «Делаем уборку
вместе» с опорой на сюжетные картинки
и личный опыт детей
Повторение слов, обозначающих
предметы быта
Составляют
предложения по
сюжетным картинкам
Составление предложений по сюжетной
картинке и схемам предложения
Разучивание стихотворения А. Барто
«Помощница» Составление предложений
по теме ситуации (просьба, предложение
в утвердительной и вопросительной
формах)
Повторяют
стихотворение за
учителем
Составляют
предложения по
сюжетной картинке
Составляют
предложения по
сюжетной картинке и
схемам предложения
Рассказывают
наизусть
стихотворение
Составляют
предложения по
сюжетной картинке
Слушание и отгадывание загадки
Называют предметы
Называют предметы
мебели, посуды, бытовой мебели, посуды,
Повторение названий предметов мебели, техники по картинкам
бытовой техники
посуды, бытовой техники по сюжетным и
Составляют диалоги
предметным картинкам
Составляют диалоги с
по сюжетной
23
Конструирование возможных диалогов,
помощью учителя
содержащих просьбуи/или распределение
обязанностей
картинке и
символическому
плану
44
Посуда
1
Повторение слов, обозначающих
предметы посуды
Называют предметы
посуды по картинкам
Называют предметы
посуды по картинкам
45
Посуда
1
Знакомство со стихотворением К. И.
Чуковского «Федорино горе»
Участвуют в
инсценировке фрагмента
сказки «Федорино горе»
Проигрывают
разговор Федоры с
посудой с показом
игровых действий
Знакомство со стихотворением «Научу
обуваться и братца» Е. Благининой
Называют предметы
обуви по картинкам
Называют предметы
обуви по картинкам
Повторение слов, обозначающих
предметы обуви
Составляют диалоги по
сюжетным картинкам
Составляют диалоги
по опорным
предложениям
Инсценирование разговора Федоры с
посудой с показом игровых действий
46
Я одеваюсь и
обуваюсь
1
Составление диалогов по заданной
ситуации «Где мои вещи», «Положи
вещи на своё место»
Игра «Назови, какая у тебя обувь»
47
Содержу одежду в
чистоте
1
Знакомство с отрывком из стихотворения
В. Маяковского «Что такое хорошо, что
такое плохо?» Повторение слов,
обозначающих предметы, используемые
при уходе за одеждой
Называют предметы,
Называют предметы,
используемые при уходе используемые при
за одеждой по картинкам уходе за одеждой
Участвуют в игре «Кто
знает, пусть
Составляют диалог с
опорой на сюжетную
24
48
Содержу одежду в
чистоте
Закрепление
1
Составление диалога с опорой на
сюжетную картинку Игра «Кто знает,
пусть продолжает»
продолжает»
Рассматривание картинок
Называют предметы,
используемые при уходе
за одеждой
Выбор предложения, наиболее
подходящего к ее содержанию
Составление диалогов с опорой на
сюжетную картинку
49
Я ухаживаю за
обувью
1
Активно участвуют в
игре «Кто знает, пусть
продолжает»
Составляют диалоги с
помощью учителя
Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Участвуют в игре «Кто
знает, пусть
продолжает»
Повторение слов, обозначающих
предметы для ухода за обувью
Называют предметы для
ухода за обувью
Составление диалога «Давай почистим
обувь» по сюжетной картинке и заданной
ситуации
Отвечают на вопросы
учителя по реальной
ситуации и по картинкам
Составление предложений по
наблюдениям за практическими
действиями одноклассников
50
Опрятному
1
Выполнение инструкций по заданию
картинку
Называют предметы,
Называют предметы,
используемые при
уходе за одеждой
Составляют диалоги
по сюжетным
картинкам и вопросам
учителя
Активно участвуют в
игре «Кто знает, пусть
продолжает»
Называют предметы
для ухода за обувью
Составляют
предложения по
реальной ситуации и
по сюжетным
картинкам
Называют предметы,
25
человеку нужны
помощники
учителя (организационные инструкции)
Моделирование диалогов
используемые при уходе
за одеждой
Отвечают на вопросы
учителя по картинкам
используемые при
уходе за одеждой
Составляют диалоги
по сюжетным
картинкам и вопросам
учителя
Весенние праздники – 3 часа
51
У нас праздник
1
Введение в ситуацию (беседа с опорой Слушают и отвечают на
на иллюстрацию)
простые вопросы
учителя
Дополнение деталей ситуации по
вопросам учителя
Называют праздники
Слушают и отвечают
на вопросы учителя
Называют праздники
Выбирают
Выбор
предложения,
наиболее Составляют
предложения,
подходящего к содержанию картинки, предложение с опорой на наиболее
из двух произнесенных учителем
картинки
подходящего к
содержанию
картинки, из двух
произнесенных
учителем
52
Поздравляем папу
и дедушку
1
Составление поздравлений
Тренировочные упражнения в
Составляют
Составляют
поздравление с помощью поздравление с
26
53
Поздравляем маму
и бабушку
1
произнесении поздравлений с
различной интонацией в зависимости от
адресата
учителя
опорой на схему
Произносят
поздравления с
различной интонацией в
зависимости от адресата
Произносят
поздравления с
различной интонацией
в зависимости от
адресата
Составление поздравлений
Составляют
Составляют
поздравление с помощью поздравление с
учителя
опорой на схему
Конструирование диалогов
поздравления и ответной реплики,
моделирование и проигрывание
диалогов
Составляют диалоги с
помощью учителя
Составляют диалоги с
опорой на схему
Введение в тему ситуации (работа с
иллюстрацией, отгадывание2 загадки)
Называют героев сказки
по картинкам
Знакомство со сказкой (устное
рассказывание учителем с опоройна
иллюстрации)
Повторяют фразы героев
за учителем
Проговаривают
чистоговорки
самостоятельно
«Заячья избушка» - 3 часа
54
55
Сказка «Заячья
избушка»
Сказка «Заячья
избушка»
1
1
Закрепление содержания сказки
Называют героев
сказки
Рассказывают сказку
27
56
Сказка «Заячья
избушка»
1
(коллективное рассказывание сказки)
Говорят,
самостоятельно фразы
героев сказки
Инсценирование сказки с показом
игровых действий
Спокойной ночи! – 4 часа
57
58
Спокойной ночи!
Спокойной ночи!
Составление
диалогов
1
1
Введение в тему (беседа с опорой на
сюжетную картинку)
Отвечают на простые
вопросы учителя
Разучивание чистоговорки «Та–та-та –
наступила темнота. Ты-ты-ты – ты
боишься темноты?»
Повторяют чистоговорку Проговаривают
за учителем
чистоговорку
самостоятельно
Знакомство со сказкой С. Маршака
«Сказка о глупом мышонке»
Знакомятся с
этикетными формами
пожелания перед сном
Знакомятся с
этикетными формами
пожелания перед сном
Составляют
предложения на тему
«Перед сном» по
картинкам
Составляют
предложения на тему
«Перед сном» по
опорным схемам
Знакомство с этикетными формами
пожеланий перед сном
Тренировочные упражнения в
произнесении пожеланий перед сном
спокойным голосом, с ласковой
интонацией
Отвечают на вопросы
учителя
Составление предложений на тему
«Перед сном»
28
59
Спокойной ночи!
Закрепление
1
Разучивание стихотворения Ю. Горея
«Колыбельная»
60
Спокойной ночи!
Закрепление
1
Моделирование диалогов по теме
ситуации Составление рассказов «Как я
ложусь спать» (по образцу, данному
учителем, с опорой на символический
или картинный план)
Повторяют этикетные
формы пожелания перед
сном
Составляют
предложения на тему
«Перед сном» с
помощью учителя
Составляют рассказы
«Как я ложусь спать»
(по образцу, данному
учителем, с опорой на
символический или
картинный план)
День Победы! - 3 часа
61
«Спасибо за мир!»
1
62
«Спасибо за мир!»
1
63
«Спасибо за мир!»
1
Введение в ситуацию (беседа с опорой
на иллюстрацию)
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составление поздравлений
Составляют
Составляют
поздравление с помощью поздравление с
учителя
опорой на схему
Тренировочные упражнения в
произнесении поздравлений с
торжественной интонацией
Конструирование диалогов
поздравления и ответной реплики,
моделирование и проигрывание
диалогов
Отвечают на вопросы
учителя
Составляют диалоги с
помощью учителя
Составляют диалоги с
опорой на
символический план
Отвечают на простые
вопросы учителя
Отвечают на вопросы
учителя
Доброе утро! – 3 часа
64
Доброе утро!
1
Введение в тему (беседа с опорой на
сюжетную картинку, дополнение
картинки)
Разучивание чистоговорки «Вот
Повторяют чистоговорку Проговаривают
чистоговорку
29
проснулся петушок…»
за учителем
самостоятельно
Знакомство с этикетными формами
утренних приветствий и пожеланий
Знакомятся с
этикетными формами
пожелания утром
Знакомятся с
этикетными формами
пожелания утром
Произносят этикетные
формы с различной
интонацией
Тренировочные упражнения в
произнесении этикетных форм с
различной интонацией
65
Доброе утро!
Составление
диалогов
1
Повторение чистоговорки
Составление диалогов по заданной
ситуации «С добрым утром!»
Ролевые игры по теме
Составление предложений по
сюжетным картинкам
66
Доброе утро!
Закрепление
1
Повторение чистоговорки
Беседа на тему «Как начинается твоё
утро?» Составление коротких рассказов
из личного опыта
Повторяют чистоговорку Проговаривают
за учителем
чистоговорку
самостоятельно
Повторяют слова
приветствия «Доброе
Составляют диалоги
утро!»
по заданной ситуации
«С добрым утром!»
Повторяют чистоговорку Проговаривают
за учителем
чистоговорку
самостоятельно
Повторяют слова
приветствия «Доброе
Составляют короткие
утро!»
рассказы по
сюжетным картинкам,
используя словаприветствия
30