РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для 1- 4 классов начального общего образования с. Новопышминское, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в соответствии: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК295/06; - Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672; - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; - Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; автор- составитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г. Врамках,указанныхвышетенденцийбыларазработанаиначаласвоёос уществлениеВсероссийскаяПрограммаразвитиясоциальнойактивностиобу чающихсяначальныхклассов«ОрлятаРоссии»(далее– Программа,программа«ОрлятаРоссии»).Внедрениепрограммы«ОрлятаРо ссии»впрактикуобщеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главныхзадач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единогообразовательногопространстваРоссии. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательнойполитике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активноеучастие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнегоФГОСначальногообщегообразования,такив«Примернойрабоче йпрограммевоспитания»,вкоторойуказывается,что«поощрениесоциально йактивностиобучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания вобразовательнойорганизации». Участиедетейипедагоговвпрограмме«ОрлятаРоссии»способствуетв осстановлениюбогатогоопытавоспитательнойработысподрастающимпоко лениемиегодальнейшемуразвитию с учётом всехвызововсовременногомира. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Орлята России», представленные по годам обучения. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю.Программарассчитанана4года(1класс-33недели;2 – 4класс – 34учебныхнеделивгод). Основные направления воспитательной деятельности Направлениявосп итания Гражданское Патриотическое Духовнонравственное Эстетическое Целевыеориентиры Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе. Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Физическое Трудовое Экологическое Познавательное Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы. Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами. Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В основу курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностныйподход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орленок России».Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. 1класс Название трека Трек «Орлёнок – Эрудит». Содержание учебного курса Формы организации занятий Виды деятельности Ценности, Дидактические, развивающие и ролевые игры,учебные диалоги, Познавательная,игровая, значимые игроваяпрограмма проблемно-ценностное качества трека: общение. познание Символ трека – конверткопилка. Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельно сти становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. Ценности, Трек «Орлёнок – значимые Доброволец» качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна Создание Познавательная,игровая, «Классного круга добра» Решение кейса «Какпоступить в проблемно-ценностное даннойситуацииичтопопроситьвнаграду». общение. Динамическиепаузы. Трек круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра. Ценности, идея«однойбольшойкомандойделаемобщеедело».изготовление Познавательная,игровая, «Орлёнок – Мастер» значимые оригами, реализация идей поукрашениюкласса/класснойёлки качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и досуговоразвлекательная, художественное творчество,проблемноценностное общение. классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителеймастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. Ценности, танцевальная зарядка;введение образа ЗОЖика, участие в весёлых Познавательная, Трек «Орлёнок – значимые стартах, пробаспортивныхролейдетьми, игровая,проблемноСпортсмен качества трека: прослушиваниерассказаспортсмена школы,интервью, беседа ценностноеобщение,физкульт » здоровый образ соспортсменами жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия, в урно-спортивная том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Ценности, Трек «Орлёнок – значимые качества трека: Хранитель семья, Родина историческ Символ трека – ой памяти» альбом «Мы хранители» В рамках трека происходит ценностноориентированна я деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, Игра – путешествие, работа впарахпоизучению данных вдетской Познавательная, энциклопедии,просмотрпознавательноговидеоролика игровая,проблемнообисторическомикультурномбогатствесвоегорегиона/своейстраны ценностноеобщение ,просмотр фотографийопрошлом,старине.. истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международног о женского дня Трек «Орлёнок – Эколог» и других праздников. Ценности, сборрюкзачкаэколога, экскурсия значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с Познавательная, игровая,проблемноценностноеобщение посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. 2 класс Название трека Содержание учебного курса Формы организации занятий Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»),«молекула», «имя хором» и др. Игра-испытание. Динамическиепаузы. Практикум «Пробую себя вроли лидера». Работа по ЧТПВеревочныйкур с «Лидер» Виды деятельности Познавательная, игровая,досуговоразвлекательная, проблемноценностное общение Трек «Орлёнок – Эрудит» Трек «Орлёнок – Мастер» Трек «Орлёнок – Доброволец» Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе. Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Командные и интеллектуальные игры, «Кейс интеллектуальных, Познавательная, игра «Всезнайки» игровая Создание «конвертакопилки «Эрудит», игра«Хочу всё знать» Создание идеисвоегодела.Трен инг«Мы мастера». Экскурсия/мастеркласс Мини-спектакль Познавательная,игр овая, досуговоразвлекательная, художественное творчество,пробле мно-ценностное общение. Беседа. Динамическиепаузы Познавательная,пр облемноценностное общение Беседа. Игра «Победа над ВеликимНехочухой» . Динамическиепаузы. Познавательная, игровая,проблемно ценностноеобщени е. Трек «Орлёнок – Эколог» Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные Работасчек-листом, мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что Игра сэлементами актуально в зимний период. ТРИЗ, минисоревнования.КТД «Плакат болельщика». Играобсуждение «Копилкаболельщик а». Сбор рюкзакаэколога, Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ игровыеупражнения, трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации игра трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за «Экологическая пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность ромашка», использования природных материалов при изготовлении поделок, Дидактическаяигра проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках «Орлёнок»: что в экологического субботника мусорномведре? Экскурсия/интеллект уальнаяигра. Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит Экскурсия, беседа, ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению исследование личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе исторических лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость альбомов сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители Познавательная, игровая,проблемно ценностноеобщени е Познавательная, игровая,проблемно ценностноеобщени е. исторической памяти своей страны 3-4 классы Название трека Содержание учебного курса Формы организации занятий Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений Игранакомандообраз ование Беседа. Тренингна выявления лидера вкоманде. Познавательная, игровая,досуговоразвлекательная, проблемноценностное общение Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе. Игра«Лото». Интеллектуальнаяиг ра «Вопросотэрудита». Игра «Интеллектуальныйк россворд» Игра«Эврика». Познавательная, игровая Виды деятельности Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Мастер классы. КТД «Россиямастеровая». Играпостанциям «Городмастеров». Тренинг «Мымастера» Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. Решениекейса «Как поступитьвданнойси туации и что Познавательная,пр попросить облемноценностное внаграду».КТД общение «Создайлюдямхорош еенастроение».Мини -тренинг. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, Познавательная,иг ровая, досуговоразвлекательная, художественное творчество,пробле мно-ценностное общение. КТД «Зарядка». КТД «Плакат болельщика». Играобсуждение «Копилкаболельщик а». Познавательная, игровая,проблемно ценностноеобщени е. КТД «Экологическая тропа». КТД «Знаю,умею,действу Познавательная, игровая,проблемно ценностноеобщени е проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках ю». экологического субботника. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». КТД «Альбомпамяти». Поделка «ТрадицииРоссии». Кодекс «Орленкахранителя». Познавательная, игровая,художестве нноетворчество, проблемноценност ноеобщение. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные результаты: Гражданско-патриотическоевоспитание: – осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражданскойидентичности; – сопричастностькпрошлому, настоящемуибудущемусвоейстраныиродногокрая; – уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человекекак члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своейстраны. Духовно-нравственноевоспитание: – пониманиесвязичеловекас окружающиммиром; – бережноеотношениексредеобитания; – проявлениезаботыоприроде;неприятиедействий,приносящихейвред. – признаниеиндивидуальностикаждогочеловека; – проявлениесопереживания,уваженияидоброжелательности; – неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизиче скогоиморальноговредадругимлюдям; – выполнениенравственноэтическихнормповеденияиправилмежличностныхотношений. Эстетическоевоспитание: – уважительноеотношениеиинтерескхудожественнойкультуре,восприимчи востькразнымвидамискусства,традициямитворчествусвоегоидругихнародов; – стремлениексамовыражениювразныхвидаххудожественнойдеятельности. Физическоевоспитание,культураздоровьяиэмоциональногоблагополучия: – соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образажизнивокружающейсреде(втомчислеинформационной); – бережноеотношение кфизическомуипсихическомуздоровью. Трудовоевоспитание: –осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества,ответственноепотребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различнымпрофессиям. Экологическоевоспитание: – бережноеотношениекприроде; неприятиедействий,приносящихейвред. – Ценностинаучногопознания: – первоначальныепредставленияонаучнойкартинемира; – познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознате льностьисамостоятельностьвпознании. – проявление желания обогащатьсвоизнания, способность к поисково-исследовательскойдеятельности. Метапредметныерезультаты: Универсальныеучебныепознавательныедействия: – способностькдемонстрациисвоихзнанийи уменийизличногожизненногоопыта; – способностькприменениюсвоихзнанийи умений,способностьвыражатьсвоимысли;умениесоставлятьсовместносучителемобщ иеправилаповедения; – умениеобобщатьисистематизировать,осуществлятьсравнение,сопоста вление,классификациюизученныхфактов(подруководством педагога); – умениеориентироватьсявмирекнигиискатьнеобходимуюинформаци ю(подруководствомпедагога); – умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,благотворительность(подруководством педагога); – умениеприобретатьопытсоставлениякомплексаупражненийдлязарядки; – понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,видео Универсальныеучебныекоммуникативныедействия: умениепроявлятьинициативность,активность,самостоятельность; – умение проявлять готовность выступить в роли организатора, – инициатора,руководителя,исполнителя; – умениесравниватьсвоикачестваскачествамилидера,комментироватьп роцессрешения поставленных задач,проявлятьэтикуобщения; – участиевсовместнойдеятельности,умениесогласовыватьмнениявходеп оискаответа; – умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работаявгруппе; – умениевысказыватьиотстаиватьсвоемнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ – высказывание всоответствииспоставленной задачейиливопросом; – корректноиаргументированновысказыватьсвоѐмнение; – умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуваженияипомощи; – признаниевозможностисуществованияразличныхточекзренияиправак аждогоиметьсвою; – умениевысказыватьсвоюточкузренияипытатьсяеѐобосновывать,пр иводяаргументы; – умениесотрудничать иработатьвгруппе,выражатьсвоимыслиясно,корректнопоотношениюк окружающим; – умениеответственноотноситьсяксвоимобязанностямвпроцессесовм естнойдеятельности Универсальныеучебныерегулятивныедействия: – умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствоватьпроявлениюсамостоятельности,инициативности,организованности; – умениепланироватьэтапыпредстоящейработы,определятьпоследовате льностьдействий,объективнооцениватьих;проявлятьготовностьизменятьсебя; – умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐдостижения,самостоятельноформулироватьцельпослепредварительногообсуждения,пл анироватьсвоидействиявсоответствииспоставленнойзадачей; – формирование уменияоцениватьсвоипоступкиидействия,своивозможности; – формирование уменияприменятьсвоизнаниявпрактическойдеятельности. Предметныерезультаты: 1 класс умениераскрыватьсвоимисловамипервоначальныепредставленияобосновныхнорм ахповедениявклассе,школе,выражатьсвоимисловамипониманиезначимостидружбывкласс е,формированиеколлективныхправилколлективаижеланиеимследовать,владетьправилами поведениявклассе,школе;умениеприменятьполученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления онекоторыхпонятияхиправилахрешениялогическихзадач;знание главныхкачествэрудита:смекалка,ум,знание,любознательность,внимательность,увлеченн ость,изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;выполнятьнесложныеколлективныеработыпроектногохарактерасовместносовзрос лыми;приобретатьопытхудожественноэстетическогонаполненияпредметнойсредычеловека;умениевыполнятьвопределеннойпос ледовательностикомплексутреннейзарядки; расширятьсловарныйзапасновымисловами итерминами. 2 класс знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначальногоопыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) спозиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данногослова;использованиевречиязыковыесредствадлявыражениямыслейичувствсоотве тственноситуацииобщения;работасозначениемслова«мастер»;умениеориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песнис простым мелодическим рисунком,выполнять элементарные танцевальные движения;лексическаяработаспонятиямидоброволециволонтѐр»,«добровольчество»,умен иеопределять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки наукреплениездоровья;умениеосознаватьценностьприродыинеобходимостьответственнос тизаеесохранение;умениеприводитьпримеры,иллюстрирующиезначениеприродывжизнич еловека;умениесоблюдатьправилаэкологичногоповедениявшколеивбыту(экономияводыи электроэнергии),иприроднойсреде;владениеразличнымиприѐмамислушаниянаучнопознавательныхтекстовобисторииродногокрая;использование вречиязыковые средствадля выражения мыслейичувств. 3-4 классы понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества ихарактеристикичеловекалидера;умениестроитьлогическиерассуждения;формулироватьутверждения,строитьлогич ескиерассуждения;расширениезнанияоразнообразиипрофессийиихроли; знакомствоспонятиями«добро»,«доброволециволонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которыеволонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело длядругих– помощь,забота);знанияоположительномвлияниизарядкинаукреплениездоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюденияправилэкологическогоповедениянаприроде;знакомствоспонятиями“хранител ь”,«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям итрадициям;пониманиеособойроливисторииРоссииимировойистории,чувствагордостиза достижениямалойРодины. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № п\п Темараздела 1. Стартпрограммы 2. Орлёнок – Лидер 3. Орлёнок – Эрудит КолЭлектронные(цифровые) вочас образовательныересурсы ов 4 ч https://orlyatarussia.ru/library/29https://disk.yandex.r u/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2INR7Ahttps://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw 4ч https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdboght 4ч tps://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ 4. Орлёнок – Мастер 4ч 5. Орлёнок – Доброволец 4ч 6. Орлёнок – Спортсмен 4ч 7. Орлёнок – Эколог 4ч 8. Орлёнок – Хранительисторическойпам яти Подведениеитогов 4ч Итого: 34ч 9. 2ч https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3Q https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/hIMgWFpajWOzghttps://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUf s8CrQ https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQhttps://disk .yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw https://orlyatarussia.ru/library/29 http://www.multirussia.ru/index.php?id=34 https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg https://orlyatarussia.ru/library/29 2 класс № п\п Темараздела Колвочасов Электронные(цифровые) образовательныересурсы https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKAhttps://disk.y andex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit https://orlyatarussia.ru/library/29 https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/68257 5/?ysclid=llokep8qay493518882 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-podrugomu/korobka-hrabrosti 1. Стартпрограммы 1ч 2. Орлёнок – Лидер 4ч 3. Орлёнок – Эрудит 4ч 4. Орлёнок – Мастер 6ч 5. Орлёнок – Доброволец 4ч 6. Орлёнок – Спортсмен 4ч 7. Орлёнок – Эколог 5ч 8. Орлёнок – Хранительисторическойпа мяти Подведениеитогов 4ч Итого: 34ч 9. 2ч https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ https://orlyatarussia.ru/library/29 http://www.multirussia.ru/ https://orlyatarussia.ru/library/29 3 класс № п\п Темараздела Колвочасов Электронные(цифровые)образовател ьныересурсы https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKAh ttps://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMq pg https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA https://orlyatarussia.ru/library/29 http://www.multirussia.ru/index.php?id= 34 https://orlyatarussia.ru/library/29 1. Стартпрограммы 1ч 2. Орлёнок – Лидер 4ч 3. Орлёнок – Эрудит 4ч 4. 5. Орлёнок – Мастер Орлёнок – Доброволец 6ч 4ч 6. Орлёнок – Спортсмен 4ч 7. Орлёнок – Эколог 5ч 8. Орлёнок – Хранительисторическойпа мяти Подведениеитогов 4ч Итого: 34ч 9. 2ч 4 класс № п\п Темараздела Колвочасов Электронные(цифровые)образовательн ыересурсы https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKAhttp s://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA https://orlyatarussia.ru/library/29 http://www.multirussia.ru/index.php?id=34 1. Стартпрограммы 1ч 2. Орлёнок – Лидер 4ч 3. Орлёнок – Эрудит 4ч 4. 5. Орлёнок – Мастер Орлёнок – Доброволец 6ч 4ч 6. Орлёнок – Спортсмен 4ч 7. Орлёнок – Эколог 5ч 8. Орлёнок – Хранительисторическойпам яти Подведениеитогов 4ч 9. Итого: 2ч 34 ч https://orlyatarussia.ru/library/29 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № Тема Подготовительный этап к участию в Программе- 4 ч Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в 1. классе» Кол-во часов 1 «Мы будем друзьями в классе» 1 «Правиланастоящихдрузей» 1 ВводныйОрлятскийурок 1 2. 3. 4. «Орлёнок – Эрудит» 4 ч. «Ктотакойэрудит?» 5. 1 «Всезнайка» 1 «Встреча с интересным эрудитом – книгой» 1 «Подведёмитоги» 1 6. 7. 8. «Орлёнок – Доброволец» 4 ч. «Отслова к делу» 9. 1 «Спешитьнапомощьбезвозмездно» 1 «Доброволец – этодоброесердце» 1 «Подведёмитоги» 1 10. 11. 12. «Орлёнок – Мастер» 4 ч. Дата «Мастер – это…» 1 «МастерскаяДедаМороза …» 1 «Классмастеров» 1 «Класснаяёлка» 1 13. 14. 15. 16. «Орлёнок – Спортсмен» 4 ч. «Утро мы начнём с зарядки» 17. 1 «Сто затей для всех друзей 1 «Весёлыестарты» 1 «Азбуказдоровья» 1 18. 19. 20. «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 8 ч. «Орлёнок – хранительисторическойпамяти» 21. 1 «Историяшколы – мояистория» 1 «Поход в музей» 1 «Историческоечаепитие» 1 «ЭКОЛОГиЯ» 1 «В гости к природе» 1 «Мыдрузьяприроде» 1 «Орлята – экологи» 1 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. «Орлёнок – Лидер» 4 ч. «Лидер – это…» 29. 1 «Я хочубытьлидером!» 1 «С командойдействую!» 1 «Мыдружныйкласс» 1 30. 31. 32. Подведениеитогов 2 ч. Подведение итогов участия в Программе в текущем 33. учебном году 34. Резерв ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 34 2 класс № Тема Кол-во часов Стартпрограммы – 1 ч Вводный «Орлятскийурок» 1. 1 Орлёнок – Лидер –4 ч Лидер – это… 2. 1 С командой действовать готов. Верёвочный курс 1 Встреча с тем, кто умеет вести за собой 1 «Мыдружныйкласс!» 1 3. 4. 5. Орлёнок – Эрудит – 4 ч Ктотакойэрудит? 6. 1 Развиваемся, играя! 1 Могубытьизобретателем 1 Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий» 1 7. 8. 9. Орлёнок – Мастер -6 ч Мастер – это… 10. 1 Отидеи – к делу! 1 КТД «Классныйтеатр 1 Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» – подводим итоги 1 11. 12. 13. Дата Из них на Подведение промежуточных итогов -2 ч. Игра по итогам 3-х треков: 14. «Орлёнок – Эколог» «Орлёнок – Эрудит» 1 «Орлёнок – Мастер» Игра по итогам 3-х треков: 15. 1 «Орлёнок – Эколог» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» Орлёнок – Доброволец – 4 ч Отслова к делу. 1 КТД «Создайхорошеенастроение» 1 КТД «Братьянашименьшие» 1 Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца» 1 16. 17. 18. 19. Орлёнок – Спортсмен – 4 ч Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! 1 О спорт, ты – мир! 1 Спортивная игра «У рекордов наши имена» 1 Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья» 1 20. 21. 22. 23. Орлёнок – Эколог – 4 ч ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог? 1 «Мойследнапланете» 1 Восхищаемсякрасивыммиром 1 «Шагая в будущее – помни о планете» 1 24. 25. 26. 27. Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч Орлёнок – Хранительисторическойпамяти. 1 Хранительсемейныхтрадиций 1 Кодекс «Орлёнка – Хранителя» 1 Историческоечаепитие 1 Расскажимне о России 1 28. 29. 30. 31. 32. Подведениеитогов –2 ч 33. 34. Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году 1 Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3класс № Тема Стартпрограммы – 1 ч Вводный «Орлятскийурок» 1. Орлёнок – Лидер – 4 ч 2. Лидер – это… Я могу быть лидером Кол-во часов 1 1 3. «В командерождаетсялидер» 1 4. КТД «Вместе мы сможем всё» 1 5. «Мыдружныйкласс! 1 Орлёнок – Эрудит – 4 ч 6. Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит… 1 7. «Игра – это полезно и интересно» 1 8. «Твори! Выдумывай! Пробуй!» 1 9. Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!» 1 Орлёнок – Мастер6 ч 10. Мастер – это…«Россиямастеровая» 1 11. «В гости к мастерам» 1 12. «Мастер – этозвучитгордо!» 1 13. «Путь в мастерство» – подводим итоги 1 Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч. 14. Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» 1 15. Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» 1 Орлёнок – Доброволец – 4 ч 16. От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!» 1 Дата 17. КТД «Подариулыбкумиру!» 1 18. «Доброволец – этодоброесердце» 1 19. «Портретдобровольца» 1 Орлёнок – Спортсмен – 4 ч 20. «Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ» 1 21. «Сто затей для всех друзей» 1 22. Спортивнаяигра «Книгарекордов» 1 23. «Встреча-подарок» 1 Орлёнок – Эколог – 4 ч 24. ЭКОЛОГиЯ. «Странаэкологии» 1 25. КТД «Знаю, умею, действую» 1 26. Игра по станциям «Путешествие в природу» 1 27. «Шагая в будущее – помни о планете» 1 Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч 28. «Орлёнок – Хранительисторическойпамяти» 1 29. «Традициимоейстраны» 1 30. «Знать, чтобыхранить» 1 31. КТД «Историястановитсяближе» 1 32. «Я – хранитель, мы – хранители» 1 Подведениеитогов – 2 ч 33. Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году 34. Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 4 класс № Тема Стартпрограммы – 1 ч Вводный «Орлятскийурок». 1. Орлёнок – Лидер – 4 ч 2. Лидер – это… Я могу быть лидером. Кол-во Часов 1 1 3. «В командерождаетсялидер». 1 4. КТД «Вместе мы сможем всё». 1 5. «Мыдружныйкласс! 1 Орлёнок – Эрудит – 4 ч 6. Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит… 1 7. «Игра – это полезно и интересно» 1 8. «Твори! Выдумывай! Пробуй!» 1 9. Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!» 1 Орлёнок – Мастер6 ч 10. Мастер – это…«Россиямастеровая» 1 11. «В гости к мастерам» 1 12. «Мастер – этозвучитгордо!» 1 13. «Путь в мастерство» – подводим итоги 1 Из них на Подведение промежуточных итогов 2ч. 14. Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» 1 15. Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» 1 Орлёнок – Доброволец – 4 ч 16. От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!» 1 Дата 17. КТД «Подариулыбкумиру!» 1 18. «Доброволец – этодоброесердце» 1 19. «Портретдобровольца» 1 Орлёнок – Спортсмен – 4 ч 20. «Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ» 1 21. «Сто затей для всех друзей» 1 22. Спортивнаяигра «Книгарекордов» 1 23. «Встреча-подарок» 1 Орлёнок – Эколог – 4 ч 24. ЭКОЛОГиЯ. «Странаэкологии» 1 25. КТД «Знаю, умею, действую» 1 26. Игра по станциям «Путешествие в природу» 1 27. «Шагая в будущее – помни о планете» 1 Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч 28. «Орлёнок – Хранительисторическойпамяти» 1 29. «Традициимоейстраны» 1 30. «Знать, чтобыхранить» 1 31. КТД «Историястановитсяближе» 1 32. «Я – хранитель, мы – хранители» 1 Подведениеитогов – 2 ч 33. Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году 1 34. Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Материалы для педагога 1. Методические рекомендации по проведению официальной церемонии посвящения в Орлята России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskierekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoy-tseremonii-posvyashcheniya-v-orlyata-rossii/ 2. Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические карты игровых занятий) https://orlyatarussia.ru/library/podgotovitelnyy-etap-k-uchastiyu-vprogramme-1-klass-tekhnologicheskie-karty-igrovykh-zanyatiy/ 3. Учебно-методический комплект для 1 класса https://orlyatarussia.ru/library/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1-klassa/ 4. Учебно-методический комплект для 2 класса https://orlyatarussia.ru/library/test/ 5. Учебно-методический комплект для 3 класса https://orlyatarussia.ru/library/test2/ 6. Построение курса внеурочной деятельности 4 класса https://orlyatarussia.ru/library/postroenie-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-4klassa-/ 7. Промежуточная игра «Код дружбы» для 2, 3, 4 классов https://orlyatarussia.ru/library/promezhutochnaya-igra-kod-druzhby-dlya-2-3-4-klassov/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Сайт «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/ Электронная библиотека сайта «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель