МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрации городского округа Сухой Лог МАОУ СОШ № 10 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Председатель КМС Заместитель директора по ________________________ учебно-воспитательной работе Бекетова О.А ________________________ Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Костылева Н.Л Информационная справка от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №10 ________________________ Просвирякова О.А Приказ №165-од от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 660289) учебного предмета «Обществознание» (базовый уровень) для обучающихся 10 – 11 классов с.Новопышминское, 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общегообразования(базовыйуровень)составленанаосновеположенийитребо ванийкрезультатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы,представ ленныхвФедеральномгосударственномобразовательномстандартесреднего общегообразования,всоответствиис Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018г.),атакжесучетомфедеральнойрабочейпрограммывоспитания.Рабоча япрограммапообществознаниюнауровнесреднегообщегообразованияреали зуетпринциппреемственностипримерныхрабочихобразовательныхпрограм мосновногообщегоисреднегообщегообразования. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»(БАЗОВЫЙУРОВЕНЬ) Учебныйпредмет«Обществознание»играетведущуюрольввыполнении системойобразованияфункцииинтеграциимолодеживсовременноеобщество иобеспечиваетусловиядляформированияроссийскойгражданскойидентичн ости,традиционныхценностеймногонациональногороссийскогонарода,гото вностиобучающихсяксаморазвитиюинепрерывномуобразованию,трудуитв орческомусамовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека иобщества. ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»(БАЗОВЫЙУРОВЕНЬ) Целямиобществоведческогообразованиявсреднейшколеявляются: • воспитаниеобщероссийскойидентичности,гражданскойответствен ности, основанной на идеях патриотизма, гордости задостижениястранывразличныхобластяхжизни,уваженияктрадици онным ценностям и культуре России, правам и свободамчеловека и гражданина, закрепленным в Конституции РоссийскойФедерации; • развитиеличностивпериодраннейюности,становлениееедуховнонравственныхпозицийиприоритетов,выработкаправовогосознания, политическойкультуры,мотивациик предстоящемусамоопределениювразличныхобластяхжизни:семейн ой,трудовой,профессиональной; • развитие способности обучающихся к личному самоопределению,самореализации,самоконтролю; • развитиеинтересаобучающихсякосвоениюсоциальныхигуманитарн ых дисциплин; • освоение системы знаний об обществе и человеке, формированиецелостной картины общества, адекватной современному уровнюнаучныхзнанийипозволяющейреализоватьтребованиякличн остным,метапредметнымипредметнымрезультатамосвоенияобразо вательнойпрограммы,представленнымвФедеральномгосударствен номобразовательномстандартесреднегообщегообразования; • овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать исистематизироватьсоциальнуюинформациюизразличныхисточни ков,преобразовыватьееииспользоватьдлясамостоятельного решения учебнопознавательных,исследовательских задач,атакжевпроектнойдеятельности; • совершенствованиеопытаобучающихсявпримененииполученныхзн аний(включаязнаниесоциальныхнорм)иуменийвразличныхобластя хобщественнойжизни:вгражданскойиобщественнойдеятельности,в ключаяволонтерскую,всферахмежличностных отношений, отношений между людьми различныхнациональностейивероисповеданий,впротиводействиик оррупции,всемейнобытовойсфере,атакжедляанализаиоценкижизненныхситуаций,соци альныхфактов,поведениялюдей и собственныхпоступков. С учетом преемственности с уровнем основного общего образованияучебныйпредмет«Обществознание»раскрываеттеоретическиез нания,фактысоциальнойжизни;ценностиинормы,регулирующиеобществен ныеотношения;социальныероличеловека,егоправа,свободыи обязанности как члена общества и гражданина Российской Федерации;особенности современного российского общества в единстве социальныхсфериинститутовиролиРоссиивдинамичноизменяющемсямире; различныеаспектымежличностногоидругихвидовсоциальноговзаимодейст вия,атакжевзаимодействиялюдейисоциальныхгруппс основнымиинститутамигосударстваигражданскогообществаирегулирующ иеэтивзаимодействия социальныенормы. Освоениесодержанияобществоведческогообразованияосуществляется всоответствиисоследующимиориентирами,отражающими специфику учебного предмета на уровне среднего общегообразования: • определениеучебногосодержаниянаучнойипрактическойзначимост ью включаемых в него положений и педагогическимицелямиучебногопредметасучетомпознавательных возможностейучащихсястаршегоподросткового возраста; • представление в содержании учебного предмета основных сфержизниобщества,типичныхвидовчеловеческойдеятельностивин формационном обществе, условий экономического развития насовременномэтапе,особенностейфинансовогоповедения,перспек тив и прогнозов общественного развития, путей решенияактуальных социальныхпроблем; • обеспечениеразвитияключевыхнавыков,формируемыхдеятельност нымкомпонентомсоциальногуманитарногообразования(выявлениепроблем,принятиерешений, работасинформацией),икомпетентностей,имеющихуниверсальноез начениедляразличныхвидовдеятельностиипривыборепрофессии; • включениевсодержаниепредметаполноценногоматериалаосовреме нном российском обществе, об основах конституционногострояРоссийскойФедерации,закрепленныхвКон ституцииРоссийскойФедерации,оправахисвободахчеловекаигражд анина,тенденцияхразвитияРоссии,еероливмиреипротиводействиив ызовамглобализации; • расширениевозможностейсамопрезентациистаршеклассников,мот ивирующейкреативноемышлениеиучастиевсоциальныхпрактиках. Отличиесодержанияучебногопредмета«Обществознание»набазовому ровнесреднегообщегообразованияотсодержанияпредшествующего уровня заключается в: • изученииновоготеоретическогосодержания; рассмотрениирядаранееизученныхсоциальныхявленийипроцессов вболеесложныхиразнообразныхсвязяхиотношениях; • освоенииобучающимисябазовыхметодовсоциальногопознания; • большейопоренасамостоятельнуюдеятельностьииндивидуальныеп ознавательныеинтересыобучающихся,втомчислесвязанные свыборомпрофессии; • расширенииисовершенствованиипознавательных,исследовательск их,проектныхумений,которыеосваиваютобучающиеся,ивозможнос тейихпримененияпривыполнениисоциальныхролей,типичныхдляс таршегоподростковоговозраста. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»(БАЗОВЫЙУРОВЕНЬ) ВУЧЕБНОМПЛАНЕ • Всоответствиисучебнымпланомпредмет«Обществознание»набазовом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество учебноговременинадвагодаобучениясоставляет136часов(68часоввгод).Об щаянедельнаянагрузкавкаждомгодуобучениясоставляет2часа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙУРОВЕНЬ) ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностныерезультатыосвоенияобучающимисяпрограммысреднего общего образования по предмету «Обществознание» (базовыйуровень)должныотражатьготовностьиспособностьобучающихсяр уководствоватьсясформированнойвнутреннейпозициейличности,системой ценностныхориентаций,позитивныхвнутреннихубеждений,соответствующ ихтрадиционнымценностямроссийскогообщества,расширениежизненногоо пытаиопытадеятельностивпроцессереализации основных направлений воспитательной деятельности, в томчислевчасти: Гражданскоговоспитания: • сформированностьгражданскойпозицииобучающегосякакактивног о иответственного членароссийского общества; • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважениезаконаиправопорядка; • принятиетрадиционныхнациональных,общечеловеческихгуманист ическихидемократическихценностей;уважениеценностейиныхкуль тур,конфессий; • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,ксенофобии,дискриминациипосоциальным,религиоз ным,расовым,национальнымпризнакам; • готовностьвестисовместнуюдеятельностьвинтересахгражданского общества, участвовать в самоуправлении школы идетскоюношескихорганизаций; • умениевзаимодействоватьссоциальнымиинститутамивсоответстви исихфункциямии назначением; • готовностькгуманитарнойиволонтерскойдеятельности. Патриотическоговоспитания: • сформированностьроссийскойгражданскойидентичности,патриоти зма, уважения к своему народу, чувства ответственностипередРодиной,гордостизасвойкрай,своюРодину,св ойязыки • • культуру,прошлоеинастоящеемногонациональногонародаРоссии; ценностноеотношениекгосударственнымсимволам,историческому и природному наследию, памятникам, традициямнародов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте,технологиях,труде; идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и егозащите,ответственностьза егосудьбу. Духовно-нравственноговоспитания: • осознаниедуховныхценностейроссийскогонарода; • сформированностьнравственногосознания,этическогоповедения; • способностьоцениватьситуациюиприниматьосознанныерешения,о риентируясьнаморально-нравственныенормыиценности; • осознаниеличноговкладавпостроениеустойчивогобудущего; • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи наосновеосознанногопринятияценностейсемейнойжизнивсоответс твиистрадициями народовРоссии. Эстетическоговоспитания: • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научногоитехническоготворчества,спорта,труда,общественныхотн ошений; • способность воспринимать различные виды искусства, традиции итворчествосвоегоидругихнародов,ощущатьэмоциональноевоздей ствиеискусства; • убежденностьвзначимостидляличностииобществаотечественногои мировогоискусства,этническихкультурныхтрадицийинародноготв орчества; • стремлениепроявлятькачестватворческойличности. Физическоговоспитания: • сформированностьздоровогоибезопасногообразажизни,ответствен ногоотношенияксвоемуздоровью,потребностьвфизическомсоверш енствовании; • активное неприятие вредных привычек и иных причинениявредафизическомуи психическомуздоровью. форм Трудовоговоспитания: • готовностьктруду,осознаниеценностимастерства,трудолюбие; • готовностькактивнойсоциальнонаправленнойдеятельности,способ ностьинициировать,планироватьисамостоятельновыполнятьтакую деятельность; • интерескразличнымсферампрофессиональнойдеятельности,умение совершатьосознанныйвыборбудущейпрофессиииреализовыватьсоб ственныежизненныепланы;мотивациякэффективному труду и постоянному профессиональному росту, кучетуобщественныхпотребностейприпредстоящемвыборесферыд еятельности; • готовность и способность к образованию и самообразованию напротяжениижизни. Экологическоговоспитания: • сформированность экологической культуры, понимание влияниясоциальноэкономическихпроцессовнасостояниеприроднойисоциальнойсред ы,осознаниеглобальногохарактераэкологическихпроблем; • планирование и осуществление действий в окружающей среде наосновезнанияцелейустойчивогоразвития человечества; • активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде; • умениепрогнозироватьнеблагоприятныеэкологическиепоследствия предпринимаемыхдействий,предотвращатьих; • расширениеопытадеятельностиэкологическойнаправленности. Ценностинаучногопознания: • сформированность мировоззрения, соответствующегосовременномууровнюразвитиянауки,включаясо циальныенауки, и общественной практики, основанного на диалоге культур,способствующегоосознаниюсвоегоместавполикультурном мире; • • • совершенствованиеязыковойичитательскойкультурыкаксредствавз аимодействиямеждулюдьмиипознаниямира;языковое и речевое развитие человека, включая понимание языкасоциальноэкономическойиполитической коммуникации; осознаниеценностинаучнойдеятельности,готовностьосуществлять проектнуюиисследовательскуюдеятельностьиндивидуально и вгруппе; мотивациякпознаниюитворчеству,обучениюисамообучениюнапрот яжениивсейжизни,интерескизучениюсоциальныхигуманитарных дисциплин. Впроцесседостиженияличностныхрезультатовосвоенияобучающимис япрограммысреднегообщегообразования(набазовомуровне)унихсовершенс твуетсяэмоциональныйинтеллект,предполагающийсформированность: • самосознания,включающегоспособностьпониматьсвоеэмоциональ ноесостояние,видетьнаправленияразвитиясобственнойэмоциональ нойсферы,бытьувереннымвсебевмежличностномвзаимодействиии припринятиирешений; • саморегулирования,включающегосамоконтроль,умениепринимать ответственностьзасвоеповедение,способностьадаптироватьсякэмо циональнымизменениямипроявлятьгибкость,бытьоткрытымновом у; • внутреннеймотивации,включающейстремлениекдостижениюцели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,исходяизсвоихвозможностей; • готовностьиспособностьовладеватьновымисоциальнымипрактика ми,осваиватьтипичные социальныероли; • эмпатии,включающейспособностьпониматьэмоциональноесостоян иедругих,учитыватьегоприосуществлениикоммуникации,способно стьксочувствиюисопереживанию; • социальныхнавыков,включающихспособностьвыстраиватьотноше ния с другими людьми, заботиться, проявлять интерес иразрешатьконфликты. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы среднего общегообразования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должныотражать: 1. Овладениеуниверсальнымиучебнымипознавательнымидейств иями Базовыелогическиедействия: • самостоятельноформулироватьиактуализироватьсоциальнуюпробл ему,рассматриватьеевсесторонне; • устанавливатьсущественныйпризнакилиоснованиядлясравнения,к лассификациииобобщениясоциальныхобъектов,явленийипроцессо в; • определятьцелипознавательнойдеятельности,задаватьпараметрыи критерииихдостижения; • выявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемыхсоциаль ных явленияхипроцессах; • вноситькоррективывдеятельность(сучетомразныхвидовдеятельнос ти),оцениватьсоответствиерезультатовцелям,оцениватьриски последствийдеятельности; • координироватьивыполнятьработувусловияхреального,виртуально го икомбинированного взаимодействия; • развиватькреативноемышлениеприрешениижизненныхпроблем,вт ом числеучебно-познавательных. Базовыеисследовательскиедействия: • развиватьнавыкиучебноисследовательскойипроектнойдеятельности,навыкиразрешенияпро блем; • проявлять способность и готовность к самостоятельному поискуметодоврешенияпрактическихзадач,применениюразличных методовсоциальногопознания; • осуществлятьдеятельностьпополучениюновогознания,егоинтерпре тации,преобразованиюиприменениювразличныхучебныхситуация х,втомчислеприсозданииучебныхисоциальных проектов; • формироватьнаучныйтипмышления,применятьнаучнуютерминоло гию,ключевыепонятияиметодысоциальныхнаук; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательнойдеятельностиижизненныхситуациях; выявлятьпричинноследственныесвязисоциальныхявленийипроцессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигатьгипотезуеерешения,находитьаргументыдлядоказательст васвоихутверждений,задаватьпараметрыикритерии решения; • анализироватьрезультаты,полученныевходерешениязадачи,критич ескиоцениватьихдостоверность,прогнозироватьизменениевновыху словиях; • даватьоценкуновымситуациям,возникающимвпроцессепознаниясо циальныхобъектов,всоциальныхотношениях;оцениватьприобретен ный опыт; • уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях ипроцессахвпознавательнуюипрактическуюобластижизнедеятельн ости; • уметьинтегрироватьзнанияизразныхпредметныхобластей; • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы ирешения; • ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативныерешения. Работасинформацией: • владетьнавыкамиполучениясоциальнойинформацииизисточниковр азныхтипов,самостоятельноосуществлятьпоиск,анализ, систематизацию и интерпретацию информации различныхвидови форм представления; • создаватьтекстывразличныхформатахсучетомназначенияинформац ии и целевой аудитории, выбирая оптимальную формупредставленияи визуализации; • оцениватьдостоверность,легитимностьинформацииразличныхвидо виформпредставления(втомчислеполученнойизинтернетисточников),еесоответствиеправовымиморальноэтическимнормам; • использоватьсредстваинформационныхикоммуникационныхтехно логийврешениикогнитивных,коммуникативныхиорганизационных задач с соблюдением требований эргономики,техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых иэтических норм,норминформационнойбезопасности; • владеть навыками распознавания и защиты информации,информационнойбезопасности личности. 2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями Общение: • осуществлятькоммуникациивовсехсферахжизни; • распознавать невербальные средства общения, понимать значениесоциальныхзнаков,распознаватьпредпосылкиконфликтны хситуацийи смягчатьконфликты; • владетьразличнымиспособамиобщенияивзаимодействия;аргумент ированновестидиалог,уметьсмягчатьконфликтныеситуации; • развернутоилогичноизлагатьсвоюточкузрениясиспользованиемязы ковыхсредств. Совместнаядеятельность: • пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальной работы; • выбиратьтематикуиметодысовместныхдействийсучетомобщих интересовивозможностейкаждогочленаколлектива; • приниматьцелисовместнойдеятельности,организовыватьикоордин ироватьдействияпоеедостижению:составлятьпландействий,распре делятьролисучетоммненийучастников,обсуждатьрезультаты совместной работы; • оцениватькачествосвоеговкладаивкладакаждогоучастникакоманды вобщийрезультатпоразработаннымкритериям; • предлагатьновыеучебныеисследовательскиеисоциальныепроекты, оцениватьидеиспозицииновизны,оригинальности,практическойзна чимости; • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различныхситуациях,проявлятьтворчествоивоображение,бытьиниц иативным. 3. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями Самоорганизация: • самостоятельноосуществлятьпознавательнуюдеятельность,выявля ть проблемы, ставить и формулировать собственные задачивобразовательнойдеятельностиивжизненных ситуациях; • самостоятельносоставлятьпланрешенияпроблемысучетомимеющи хсяресурсов,собственныхвозможностейипредпочтений; • давать оценку новым ситуациям, возникающимв познавательнойипрактическойдеятельности,вмежличностныхотно шениях; • расширятьрамкиучебногопредметанаосновеличныхпредпочтений; • делатьосознанныйвыборстратегийповедения,решенийприналичииа льтернатив,аргументироватьсделанныйвыбор,братьответственност ьзапринятое решение; • оцениватьприобретенныйопыт; • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции вразныхобластяхзнаний,постоянноповышатьсвойобразовательный икультурныйуровень. Самоконтроль: • даватьоценкуновымситуациям,вноситькоррективывдеятельность,о цениватьсоответствиерезультатов целям; • владетьнавыкамипознавательнойрефлексиикакосознаниясовершае мыхдействийимыслительныхпроцессов,ихрезультатовиоснований; использоватьприемырефлексиидляоценкиситуации,выбораверного решения; • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по ихснижению; • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатовдеятельности. Принятиесебяидругих: • приниматьсебя,понимаясвоинедостатки идостоинства; • приниматьмотивыиаргументыдругихприанализерезультатовдеятел ьности; • признаватьсвоеправои праводругихнаошибки; • развиватьспособностьпониматьмирспозициидругогочеловека. • ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ10КЛАСС 1) Владетьзнаниямиобобществекакцелостнойразвивающейсясистеме вединствеивзаимодействииосновныхсферисоциальных институтов;общественныхпотребностяхиобщественныхотношениях;социа льнойдинамикеиееформах;особенностяхпроцессацифровизацииивлияниям ассовыхкоммуникацийнавсесферыжизниобщества;глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развитиясовременногообщества,тенденцияхразвитияРоссийскойФедераци и;человекекаксубъектеобщественныхотношенийисознательнойдеятельнос ти;особенностяхсоциализацииличностииееэтапахвсовременныхусловиях;д еятельностииееструктуре;сознании,самосознанииисоциальномповедении;п ознаниимира;истинеиеекритериях; формах и методах мышления; особенностях профессиональнойдеятельностивобласти науки; обисторическомиэтническоммногообразиикультур,связидуховнойима териальнойкультуры,особенностяхпрофессиональнойдеятельностивобласт и наукиикультуры; об экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, втомчислегосударственнойполитикеподдержкималогобизнесаипредприни мательства,конкуренциииимпортозамещения,особенностяхрыночных отношений в современной экономике; роли государственногобюджетавреализацииполномочийоргановгосударственно йвласти,механизмахпринятиябюджетныхрешений;особенностяхпрофессио нальнойдеятельностивэкономическойифинансовойсферах. 2) Характеризоватьроссийскиедуховнонравственныеценности,втомчислеценностичеловеческойжизни,патриотизм аислуженияОтечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности,прависвободчеловека,гуманизма,милосердия,справедливо сти,коллективизма, исторического единства народов России, преемственностиистории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традицийнародов России, общественнойстабильности ицелостностигосударстванапримерахразделов«Человеквобществе»,«Духов наякультура», «Экономическаяжизньобщества». 3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научныхпонятийииспользоватьпонятийныйаппаратприанализеиоценкесоц иальныхявлений,втомчиследостиженийроссийскойнаукииискусства,напра вленийнаучно-технологическогоразвитияРоссийскойФедерации, при изложении собственных суждений и построении устных иписьменныхвысказываний,включаяпонятия:обществоиеготипы, социальный институт, общественный прогресс, деятельность, социальныеинтересы,глобализация,личность,социализация,истина,мышле ние,духовнаякультура,духовныеценности,народнаякультура,массоваякуль тура,элитарнаякультура,ценностииидеалы;образование,наука,искусство,ре лигия,мораль,мировоззрение,экономическаясистема,экономическийрост,эк ономическийцикл,ограниченностьресурсов,общественныеблага,валовойвн утреннийпродукт,факторыдолгосрочногоэкономическогороста;механизмы государственногорегулированияэкономики,международноеразделениетруд а; определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе:общество,личность,свобода,культура,экономика,собственность; классифицироватьитипологизироватьнаосновепредложенныхкритери евиспользуемыевсоциальныхнаукахпонятияитермины,отражающиеявлени яипроцессысоциальнойдействительности,втомчисле:видыиформыдеятельн ости;формыпознания,культуры;видызнания,науки,религий;видыиуровниоб разованиявРоссийскойФедерации; виды налоговых систем, издержек производства, безработицы,финансовыхуслуг;типыивидырыночныхструктур;факторыпр оизводства;источникифинансированияпредприятий. 4) Владетьумениямиустанавливать,выявлять,объяснятьиконкретизи роватьпримерамипричинноследственные,функциональные,иерархическиеидругиесвязиподсистемиэле ментовобщества;материальнойидуховнойкультуры;уровнейиметодовнаучн огопознания; мышления и деятельности; общественного и индивидуальногосознания; чувственного и рационального познания; народной, массовой иэлитарной культуры; экономической деятельности и проблем устойчивогоразвития; макроэкономических показателей и качества жизни; спроса ипредложения; характеризовать причины и последствия преобразований в духовной,экономическойсферахжизнироссийскогообщества;противоречив огохарактераобщественногопрогресса;глобализации;культурногомногообр азиясовременногообщества;возрастанияролинаукивсовременномобществе; инфляции,безработицы;функцииобразования,науки,религиикаксоциальны хинститутов;морали;искусства;экономическиефункциигосударства;Центра льногобанкаРоссийской Федерации;налоговойсистемыРоссийскойФедерации;предпринимательств а; отражатьсвязисоциальныхобъектовиявленийспомощьюразличных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах,графиках. 5) Иметь представления о методах изучения социальных явлений ипроцессов в социальных науках, включая универсальные методы науки, атакжеспециальныеметодысоциальногопознания,втомчислесоциологическ иеопросы,биографическийметод,социальноепрогнозирование,методмодел ированияисравнительно-историческийметод. 6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Человек вобществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества», дляанализасоциальнойинформацииомногообразиипутейиформобщественн огоразвития,российскомобществе,обугрозахивызовахразвитиявXXIв.,ораз витиидуховнойкультуры,опроблемахисовременныхтенденциях,направлени яхимеханизмахэкономическогоразвития, полученной из источников разного типа, включая официальныепубликации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативныеправовыеакты,государственные документыстратегическогохарактера,публикациивСМИ; осуществлятьпоисксоциальнойинформации,представленнойвразличн ыхзнаковыхсистемах,извлекатьинформациюизнеадаптированныхисточник ов,вестицеленаправленныйпоискнеобходимыхсведенийдлявосполненияне достающихзвеньев,делатьобоснованныевыводы,различатьотдельныекомпо нентывинформационномсообщении,выделятьфакты,выводы,оценочныесу ждения,мненияприизученииразделов«Человеквобществе», «Духовнаякультура»,«Экономическаяжизньобщества». 7) Осуществлятьучебноисследовательскуюипроектнуюдеятельность с опорой на полученные знания об обществе, о его духовнойкультуреиэкономическойжизни,очеловеке,егопознавательнойдея тельности и творческой активности, представлять ее результаты в видезавершенныхпроектов,презентаций,творческихработсоциальнойимеж дисциплинарнойнаправленности;готовитьустныевыступленияиписьменны еработы(развернутыеответы,сочинения)поизученным темам,составлятьсложныйитезисныйпланразвернутыхответов,анализирова тьнеадаптированные тексты. 8) Использоватьобществоведческиезнаниядлявзаимодействияспредс тавителями других национальностей и культур в целях успешноговыполнениятипичныхсоциальныхролей,ориентациивактуальны хобщественныхсобытиях,определенияличнойгражданскойпозиции,осознан иязначимостиздоровогообразажизни,ролинепрерывногообразования; использовать средства информационно-коммуникационныхтехнологий в решении различных задач при изучении разделов «Человек вобществе»,«Духовнаякультура»,«Экономическаяжизньобщества». 9) Формулировать,основываясьнасоциальныхценностяхиприобрете нныхзнанияхочеловекевобществе,духовнойкультуре,обэкономической жизни общества, собственные суждения и аргументы попроблемамвлияниясоциокультурныхфакторовнаформированиеличности ;противоречивыхпоследствийглобализации;соотношениясвободы и необходимости в деятельности человека; значения культурныхценностей и норм в жизни общества, в духовном развитии личности; ролигосударствавэкономике;путейдостиженияэкономическогороста;взаим освязиэкономическойсвободыисоциальнойответственности; конкретизироватьтеоретическиеположения,втомчислеотипахобществ а; многообразии путей и форм общественного развития; человекекакрезультатебиологическойисоциокультурнойэволюции;многоо бразии видов деятельности и ее мотивации; этапах социализации;особенностяхнаучногопознаниявсоциальногуманитарныхнауках;духовныхценностях;субкультуреиконтркультуре;диа логекультур;категорияхморали;возможностяхсамовоспитания;особенностя хобразования и науки в современном обществе;свободе совести; значенииподдержаниямежконфессиональногомиравРоссийскойФедерации ;многообразиифункцийискусства;достиженияхсовременногороссийскогои скусства;использованиимергосударственнойподдержкималого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; выбореспособов рационального экономического поведения людей, особенностяхтрудамолодеживусловияхконкуренциинарынкетруда,фактам исоциальнойдействительности,модельнымиситуациями,примерамиизличн ого социальногоопыта. 10) Применять знания о финансах и бюджетном регулировании припользованиифинансовымиуслугамииинструментами,втомчисленаходит ь,анализироватьииспользоватьинформациюдляпринятияответственных решений по достижению финансовых целей и управлениюличнымифинансамиприреализацииправиобязанностейпотреби теляфинансовых услуг с учетом основных способов снижения рисков и правилличнойфинансовой безопасности. 11) Оцениватьсоциальнуюинформациюпопроблемамразвитиясоврем енногообщества,общественногоииндивидуальногосознания,потребностейи интересовличности,научногопознаниявсоциальногуманитарныхнауках,духовнойкультуры,экономическойжизниобщества, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций,определятьстепеньдостоверностиинформации;соотноситьр азличныеоценкисоциальныхявлений,содержащиесявисточникахинформац ии;даватьоценкудействиямлюдейвтипичных(модельных)ситуацияхсточкиз рения социальныхнорм. 12) Самостоятельно оценивать практические ситуации и приниматьрешения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективныеспособы противодействия коррупции; определять стратегии разрешениясоциальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей исобственноеповедениесточкизренияценностей,социальныхнорм,включая нормыморалииправа,экономическойрациональности;осознаватьнеприемле мостьантиобщественногоповедения,опасностьалкоголизмаи наркомании. 11КЛАСС 1) Владеть знаниями о социальной структуре общества, критерияхсоциальной стратификации; формах и факторах социальноймобильностив современном обществе, о семье как социальном институте, возрастанииролисемейныхценностей;направленияхсоциальнойполитикивР оссийскойФедерации,втом числевобластиподдержкисемьи; о структуре и функциях политической системы общества,направлениях государственной политики Российской Федерации;конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти;о правекаксоциальномрегуляторе,системеправаизаконодательстве РоссийскойФедерации,системеправ,свободиобязанностейчеловекаи гражданинавРоссийскойФедерации,правахребенкаимеханизмахзащитыпра ввРоссийскойФедерации;правовомрегулированиягражданских,семейных,т рудовых,налоговых,образовательных,административных,уголовныхправов ыхотношений;экологическомзаконодательстве,гражданском,администрати вномиуголовномсудопроизводстве. 2) Характеризоватьроссийскиедуховнонравственныеценности,втомчислеценностичеловеческойжизни,патриотизм аислуженияОтечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности,прависвободчеловека,гуманизма,милосердия,справедливо сти,коллективизма, исторического единства народов России, преемственностиистории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традицийнародов России, общественнойстабильности ицелостностигосударстванапримерахразделов«Социальнаясфера»,«Полит ическаясфера», «ПравовоерегулированиеобщественныхотношенийвРоссийскойФедерации ». 3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научныхпонятийииспользоватьпонятийныйаппаратприанализеиоценкесоц иальных явлений при изложении собственных суждений и построенииустныхиписьменныхвысказываний,включаяпонятия:социальны еобщности,социальныегруппыиотношениямеждуними,социальнаястратиф икация, социальное неравенство, социальный статус, социальнаяроль, социальная мобильность, семья и брак, этнические общности, нация,социальныенормы,социальныйконтрольисамоконтроль,социальный конфликт,политическаявласть,политическийинститут,политическиеотнош ения,политическаясистема,государство,национальнаябезопасность, политическая культура, политическая элита, политическоелидерство, политический процесс, право, источник права, система права,нормаправа,отрасльправа,институтправа,правонарушение,юридичес каяответственность,нормативныйправовойакт,закон,подзаконный акт, законодательный процесс, правовой статус, гражданствоРоссийскойФедерации,налог; определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе:власть,социальнаясправедливость,социальный институт; классифицироватьитипологизироватьнаосновепредложенныхкритери евиспользуемыевсоциальныхнаукахпонятияитермины, отражающие социальные явления и процессы, в том числе: социальныеобщностиигруппы;видысоциальноймобильности;типысемьи;со циальные нормы; социальные конфликты; формы социальных девиаций;виды миграционных процессов в современном мире; формы государства;политическиепартии;видыполитическоголидерства,избирател ьныхипартийных систем, политических идеологий; правовые нормы; отрасли иинститутыправа;источникиправа;нормативныеправовыеакты;видыправов ыхотношений;правонарушения;видыюридическойответственности;праваи свободычеловекаигражданинаРоссийскойФедерации;конституционныеобя занностигражданинаРоссийскойФедерации;способызащитыгражданскихпр ав,правоохранительныеорганы;организационноправовыеформыюридическихлиц;праваиобязанностиродителейидетей;пра ваиобязанностиработниковиработодателей; дисциплинарные взыскания; налоги и сборы в РоссийскойФедерации;праваиобязанностиналогоплательщиков;видыадми нистративныхправонарушенийинаказаний;экологическиеправонарушения; способы защиты права на благоприятную окружающуюсреду;видыпреступлений;видынаказанийвуголовномправе. 4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинноследственные,функциональные,иерархическиеидругиесвязиприописаниис оциальнойструктуры,формыгосударства,политическойкультурыличностии ееполитическогоповедения,системыправа,нормативно-правовых актов,прав,свободиобязанностей; приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и другихсфержизниобщества;праваиморали;государстваиправа;действияпра вовыхрегуляторови развитияобщественных процессов; характеризоватьпричиныипоследствияпреобразованийвсоциальной,п олитическойсферах,вправовомрегулированииобщественныхотношенийвРо ссийскойФедерации;возрастаниясоциальноймобильности;сохранениясоци альногонеравенства;социальныхконфликтов;отклоняющегося(девиантного )поведения;правонарушенияиюридическойответственностизанего;абсенте изма;коррупции; характеризовать функции семьи, социальных норм, включая нормыправа;социальногоконтроля;государства,субъектовиоргановгосудар ственнойвластивРоссийскойФедерации;политическихпартий; средствмассовойинформациивполитическойжизниобщества;правоохранит ельныхорганов; отражатьсвязисоциальныхобъектовиявленийспомощьюразличных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах,графиках. 5) Иметьпредставленияометодахизучениясоциальной,политической сферыжизниобщества,включаяуниверсальныеметодынауки, а также специальные методы социального познания, в том числесоциологические опросы, биографический, сравнительно-правовой метод,политическоепрогнозирование. 6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальнаясфера»,«Политическаясфера»,«Правовоерегулированиеобщес твенныхотношенийвРоссийскойФедерации»,дляанализасоциальнойинфор мацииосоциальномиполитическомразвитиироссийскогообщества,направле нияхгосударственнойполитикивРоссийскойФедерации,правовомрегулиров анииобщественныхпроцессов в Российской Федерации, полученной из источников разноготипа,включаяофициальныепубликациинаинтернетресурсахгосударственных органов, нормативные правовые акты, государственныедокументыстратегического характера,публикациивСМИ; осуществлятьпоискполитическойиправовойинформации,представлен нойвразличныхзнаковыхсистемах,извлекатьинформациюизнеадаптирован ныхисточников,вестицеленаправленныйпоискнеобходимыхсведенийдляво сполнениянедостающихзвеньев,делатьобоснованныевыводы,различатьотд ельныекомпонентывинформационномсообщении,выделятьфакты,выводы, оценочныесуждения,мненияприизученииразделов«Социальнаясфера», «Политическаясфера»,«Правовоерегулированиеобщественныхотношенийв Российской Федерации». 7) Осуществлятьучебноисследовательскуюипроектнуюдеятельностьсопоройнаполученныезнанияо структуреобщества,социальных отношениях, политической сфере, правовом регулировании изаконодательствеРоссийскойФедерации,представлятьеерезультатыввиде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной имеждисциплинарнойнаправленности;готовитьустныевыступленияиписьм енныеработы(развернутыеответы,сочинения)поизученным темам,составлятьсложныйитезисныйпланразвернутыхответов,анализирова тьнеадаптированные тексты. 8) Использоватьполитическиеиправовыезнаниядлявзаимодействия с представителями других национальностей и культур вцелях успешного выполнения типичных социальных ролей, ориентации вактуальныхобщественныхсобытиях,определенияличнойгражданскойпози ции;осознанияролинепрерывногообразования;использоватьсредстваинфор мационнокоммуникационныхтехнологийврешенииразличныхзадачприизученииразд елов«Социальнаясфера», «Политическаясфера»,«Правовоерегулированиеобщественныхотношенийв Российской Федерации». 9) Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенныхзнанийоструктуреобществаисоциальныхвзаимодействиях,п олитическойсфереизаконодательствеРоссийскойФедерациисобственныесу жденияиаргументыпопроблемамсоциальноймобильности, ее форм и каналов в современном российском обществе;миграционных процессов; тенденций развития семьи; участия субъектовполитикивполитическомпроцессе;опасностикоррупцииинеобход имостиборьбысней;соотношенияправисвободчеловекасобязанностямиипра вовой ответственностью; использоватьключевыепонятия,теоретическиеположения,втомчисле о социальной структуре российского общества; роли семьи в жизниличностиивразвитииобщества;особенностяхполитическойвласти,стр уктуреполитическойсистемы;ролиИнтернетавсовременнойполитической коммуникации; необходимости поддержания законности иправопорядка;юридическойответственностизасовершениеправонарушени й;механизмахзащитыправчеловека;особенностяхтрудовыхправоотношени йнесовершеннолетнихработников;особенностяхуголовнойответственности несовершеннолетнихдляобъясненияявленийсоциальнойдействительности; конкретизироватьтеоретическиеположенияоконституционныхпринци пах национальной политики в Российской Федерации; социальныхконфликтах,включаяэтносоциальные,ипутяхихразрешения;гос ударственной поддержке социально незащищенных слоев общества имерахсоциальнойподдержкисемьивРоссийскойФедерации;федеративном устройствеиполитическойсистемеРоссийскойФедерации насовременномэтапе;государственномсуверенитете;избирательнойсистеме вРоссийскойФедерации;государственнойслужбеистатусегосударственного служащего;основахконституционногострояРоссийскойФедерации;субъект ахгражданскихправоотношений;юридическойответственностииеевидах;пр авовомрегулированииоказания образовательных услуг; порядке приема на работу, заключения ирасторжениятрудовогодоговора,втомчисленесовершеннолетнихграждан;з ащитетрудовыхправработников;порядкеиусловияхзаключенияирасторжен иябрака;правахиобязанностяхналогоплательщика; принципах уголовного права, уголовного процесса,гражданскогопроцессафактамисоциальнойдействительности,мод ельнымиситуациями,примерамиизличного социального опыта. 10) Применятьзнаниеоправахиобязанностяхпотребителяфинансовых услуг,зафиксированныхвзаконодательствеРоссийскойФедерации;находить ,анализироватьииспользоватьинформацию,предоставленную государственными органами, в том числе в цифровойсреде,вцеляхуправленияличнымифинансамииобеспечениялично йфинансовойбезопасности. 11) Оценивать социальную информацию по проблемам социальныхотношений, политической жизни общества, правового регулирования, втом числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определятьстепеньдостоверностиинформации;соотноситьразличныеоценк исоциальноговзаимодействия,политическихсобытий,правовыхотношений, содержащиесявисточникахинформации;даватьоценкудействиямлюдейвтип ичных(модельных)ситуацияхсточкизрениясоциальных норм,втом численорм морали иправа. 12) Самостоятельнооцениватьиприниматьрешения,выявлятьспомощь юполученныхзнанийнаиболееэффективныеспособыпротиводействиякорру пции;определятьстратегииразрешениясоциальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей исобственное поведение с точки зрения социальных норм, включая нормыморалииправа,ценностей;осознаватьнеприемлемостьантиобществен ногоповедения,опасностьалкоголизмаинаркомании. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»(БАЗОВЫЙУРОВЕНЬ) ПРЕДМЕТА 10 КЛАСС Человеквобществе Обществокаксистема.Общественныеотношения.Связимеждуподсисте мамииэлементамиобщества.Общественныепотребностиисоциальныеинсти туты.Признакиифункциисоциальныхинститутов.Типыобществ.Постиндуст риальное(информационное)обществоиегоособенности.Рольмассовойкомм уникациивсовременномобществе.Многообразиепутейиформобщественног оразвития.Эволюция,социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии.Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивыепоследствия. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.Влияниесоциокультурныхфакторовнаформированиеличности.Л ичностьвсовременномобществе.Коммуникативныекачестваличности.Миро воззрение,егорольвжизнедеятельностичеловека.Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации.Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальноеповедение. Деятельностьиееструктура.Мотивациядеятельности.Потребностии интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимостьвдеятельности человека.Познавательная деятельность. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление,его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности,еговиды.Понятиеистины,еекритерии.Абсолютная,относитель наяистина.Естественные,технические,точныеисоциальногуманитарныенауки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенностинаучного познаниявсоциально-гуманитарных науках. РоссийскоеобществоичеловекпередлицомугрозивызововXXIв. Духовнаякультура Духовнаядеятельностьчеловека.Духовныеценностироссийскогообщес тва.Материальнаяидуховнаякультура.Формыкультуры.Народная,массовая иэлитарнаякультура.Молодежнаясубкультура. Контркультура.Функциикультуры.Культурноемногообразиесовременного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры вформированиеценностей современногообщества. Моралькакобщечеловеческаяценностьисоциальныйрегулятор. Категорииморали.Гражданственность.Патриотизм. Наука.Функциинауки.Возрастаниеролинаукивсовременномобществе. НаправлениянаучнотехнологическогоразвитияинаучныедостиженияРоссийской Федерации. Образованиевсовременномобществе.Системароссийскогообразования . Основные направления развития образования в РоссийскойФедерации.Непрерывностьобразованиявинформационномобще стве.Значениесамообразования.Цифровыеобразовательныересурсы. Религия,еёрольвжизниобществаичеловека.Мировыеинациональныере лигии.ЗначениеподдержаниямежконфессиональногомиравРоссийскойФед ерации.Свободасовести. Искусство,егоосновныефункции.Особенностиискусствакакформыдух овнойкультуры.Достижениясовременногороссийскогоискусства. Особенностипрофессиональнойдеятельностивсференауки,образовани я,искусства. Экономическаяжизньобщества Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показателиикачествожизни.Предметиметодыэкономическойнауки.Ограни ченностьресурсов.Криваяпроизводственныхвозможностей.Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения.Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономическогоцикла.Фазыэкономическогоцикла.Причиныэкономических циклов. Функционированиерынков.Рыночныйспрос.Законспроса.Эластичност ьспроса.Рыночноепредложение.Законпредложения.Эластичность предложения. Рынки труда, капитала, земли, информации.Государственноерегулированиерынков.Конкуренцияимонопо лия.Государственнаяполитиказащитыконкуренции.Антимонопольноерегул ирование в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата истимулированиетруда.Занятостьибезработица.Причиныивидыбезработиц ы. Государственная политика Российской Федерации в областизанятости.Особенноститрудамолодежи.Деятельностьпрофсоюзов. Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода исоциальнаяответственность.Экономическаядеятельностьипроблемыустой чивогоразвитияобщества.Особенностипрофессиональнойдеятельностивэко номическойи финансовойсферах. Предприятиевэкономике.Целипредприятия.Факторыпроизводства.Ал ьтернативнаястоимость,способыиисточникифинансированияпредприятий. Издержки,ихвиды.Выручка,прибыль.Поддержкамалогоисреднегопредприн имательствавРоссийскойФедерации. Государственная политика импортозамещения в РоссийскойФедерации. Финансовыйрынок.Финансовыеинституты.Банки.Банковскаясистема. Центральный банкРоссийскойФедерации:задачи ифункции.Цифровыефинансовыеуслуги.Финансовыетехнологииифинансо ваябезопасность. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России.Инфляция: причины,виды,последствия. Экономикаигосударство.Экономическиефункциигосударства.Общест венныеблага.Внешниеэффекты.Государственныйбюджет.Дефицитипрофи цитгосударственногобюджета.Принципсбалансированностигосударственн огобюджета.Государственныйдолг.НалоговаясистемаРоссийскойФедераци и.Функцииналогов.Системаналогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты.Фискальнаяполитикагосударства.ЦифровизацияэкономикивРосси йскойФедерации. Международнаяэкономика.Международноеразделениетруда.Экспорт иимпорттоваровиуслуг.Выгодыиубыткиотучастиявмеждународнойторговл е.Государственноерегулированиевнешнейторговли. 11 КЛАСС Социальнаясфера Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация,ее критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российскогообщества.Государственнаяподдержкасоциальнонезащищенны хслоевобществавРоссийской Федерации. Положениеиндивидавобществе.Социальныестатусыироли.Социальна я мобильность, ее формы и каналы в современном российскомобществе. Семьяибрак.Функцииитипысемьи.Семьякакважнейшийсоциальныйин ститут.Тенденцииразвитиясемьивсовременноммире.Мерысоциальнойподд ержкисемьив РоссийскойФедерации.Помощьгосударствамногодетнымсемьям. Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности.Нацииимежнациональныеотношения.Этносоциальныеконфликт ы,способыихпредотвращенияипутиразрешения.Конституционныепринцип ынациональнойполитики вРоссийскойФедерации. Социальныенормыиотклоняющееся(девиантное)поведение.Формысо циальныхдевиаций.Конформизм.Социальныйконтрольисамоконтроль. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.Способыразрешениясоциальныхконфликтов.Особенностипрофес сиональнойдеятельностисоциолога,социальногопсихолога. Политическаясфера Политическаявластьисубъектыполитикивсовременномобществе. Политическиеинституты.Политическаядеятельность. Политическаясистемаобщества,ееструктураифункции.Политическаяс истемаРоссийскойФедерациинасовременномэтапе.Государствокакосновно йинститутполитическойсистемы.Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства:формаправления,формагосударственного(территориального) устройства,политическийрежим.Типологияформгосударства. ФедеративноеустройствоРоссийскойФедерации.Субъектыгосударстве ннойвластивРоссийскойФедерации.Государственноеуправление в Российской Федерации. Государственная служба и статусгосударственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционнаяполитикагосударства,механизмыпротиводействиякорр упции.ОбеспечениенациональнойбезопасностивРоссийскойФедерации.Гос ударственнаяполитикаРоссийскойФедерациипопротиводействиюэкстреми зму. Политическаякультураобществаиличности.Политическоеповедение.П олитическоеучастие.Причиныабсентеизма.Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течениясовременности. Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формыучастиягражданвполитике.Политическиепартиикаксубъектыполити ки,ихфункции,виды.Типы партийных систем. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,пропорциональная,смешанная.ИзбирательнаясистемавРосс ийскойФедерации. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.Рольсредствмассовойинформациивполитическойжизниобщ ества. Интернетвсовременнойполитическойкоммуникации. Правовое регулирование общественных отношений в РоссийскойФедерации Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативныеправовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в РоссийскойФедерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты.Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение июридическаяответственность.ФункцииправоохранительныхоргановРосси йскойФедерации. КонституцияРоссийскойФедерации.ОсновыконституционногострояР оссийскойФедерации.ГражданствоРоссийскойФедерации.Личные(граждан ские),политические,социальноэкономическиеикультурныеправаисвободычеловекаигражданинаРоссийск ойФедерации.КонституционныеобязанностигражданинаРоссийскойФедера ции.Международнаязащитаправчеловекавусловияхмирногоивоенноговрем ени. Гражданскоеправо.Гражданскиеправоотношения.Субъектыгражданск ого права. Организационно-правовые формы юридических лиц.Гражданскаядееспособностьнесовершеннолетних. Семейноеправо.Порядокиусловиязаключенияирасторжениябрака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанностиродителейи детей. Трудовоеправо.Трудовыеправоотношения.Порядокприеманаработу,за ключенияирасторжениятрудовогодоговора.Праваиобязанностиработников иработодателей.Дисциплинарная ответственность.Защитатрудовыхправработников.Особенноститрудовыхп равоотношенийнесовершеннолетнихработников. ЗаконодательствоРоссийскойФедерациионалогахисборах.Участникио тношений,регулируемыхзаконодательствомоналогахисборах.Праваиобяза нностиналогоплательщиков.Ответственностьзаналоговыеправонарушения. Федеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийской Федерации». Порядок приема на обучение в образовательныеорганизациисреднегопрофессиональногоивысшегообразо вания.Порядококазания платныхобразовательныхуслуг. Административноеправоиегосубъекты.Административноеправонару шениеи административнаяответственность. Экологическоезаконодательство.Экологическиеправонарушения. Способызащитыправанаблагоприятнуюокружающуюсреду. Уголовноеправо. Основныепринципыуголовногоправа. Понятиепреступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели,видынаказанийвуголовномправе.Особенностиуголовнойответственно стинесовершеннолетних. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципыгражданского процесса.Участники гражданскогопроцесса. Административныйпроцесс.Судебноепроизводствоподеламобадмини стративныхправонарушениях. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовногопроцесса. Конституционное судопроизводство. Арбитражноесудопроизводство. Юридическое образование, юристы как социальнопрофессиональнаягруппа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ10 КЛАСС Количествочасов №п/п Наименованиеразделовитемпрограммы Всего Контрольные работы Электронные (цифровые)образователь ныересурсы Раздел1.Человеквобществе 1.1 Обществои общественныеотношения 3 0 1.2 Информационноеобществоимассовыек оммуникации 2 0 1.3 Развитие общества. Глобализация и еепротиворечия 3 0 1.4 Становлениеличностивпроцессесоциализации 3 0 1.5 Деятельностьчеловека 2 0 1.6 Познавательнаядеятельностьчеловека.Научноеп ознание 3 0 1.7 Повторительно-обобщающийурокпоразделу «Человеквобществе» 2 1 Итогопоразделу БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 18 Раздел2. Духовнаякультура 2.1 Культураиееформы 3 0 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 2.2 Категорииипринципыморали вжизничеловекаиразвитииобщества 3 0 2.3 Наукаиобразование 4 0 2.4 Религия 2 0 2.5 Искусство 2 0 2.6 Повторительно-обобщающийурокпоразделу «Духовнаякультура» 2 1 Итогопоразделу БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 16 Раздел3.Экономическаяжизньобщества 3.1 Экономика—основажизнедеятельностиобщества 6 1 3.2 Рыночныеотношениявэкономике 6 0 3.3 Экономическаядеятельность 2 0 3.4 Экономикапредприятия 4 0 3.5 Финансовыйрынокифинансовыеинституты 3 0 3.6 Экономикаигосударство 3 0 3.7 Мироваяэкономика 2 0 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 3.8 Повторительно-обобщающийурокпоразделу «Экономическаяжизньобщества» 2 1 Итогопоразделу 28 Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 6 1 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 68 5 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c418 11 КЛАСС Количествочасов №п/п Наименованиеразделовитемпрограммы Всего Контрольные работы Электронные(цифровые) образовательныересурсы Раздел1.Социальнаясфера 1.1 Социальнаяструктураобщества 2 0 1.2 Социальноеположениеличностивобществеипутиего изменения 2 0 1.3 Семьяисемейныеценности 2 0 1.4 Этническиеобщностиинации 2 0 1.5 Социальныенормыисоциальныйконтроль 2 0 1.6 Социальныйконфликт 2 0 1.7 Повторительно-обобщающийурокпоразделу «Социальнаясфера» 2 1 Итогопоразделу БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 14 Раздел2. Политическаясфера 2.1 Политическаявластьиполитическиеотношения 2 0 2.2 Политическаясистема.Государство—основной 3 0 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 институтполитическойсистемы 2.3 ГосударствоРоссийскаяФедерация. Государственное управление в РоссийскойФедерации 4 0 2.4 Политическаякультураобществаил ичности.Политическаяидеология 2 0 2.5 Политическийпроцессиегоучастники 3 0 2.6 Избирательнаясистема 2 0 2.7 Политическиеэлитыиполитическоелидерство 2 0 2.8 Повторительно-обобщающийурокпоразделу «Политическаясфера» 2 1 Итогопоразделу БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 20 Раздел3.ПравовоерегулированиеобщественныхотношенийвРоссийскойФедерации 3.1 Система права. Правовые отношения.Правонарушения 4 0 3.2 Конституционныеправа,свободыиобязанностиче ловекаигражданинавРоссийскойФедерации 4 0 3.3 Правовое регулирование гражданских, семейных,трудовыхправоотношений 6 0 3.4 Правовое регулирование налоговых,образовательных,административных, уголовныхправовых отношений, экологическое законодательство 8 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 3.5 Основные принципы конституционного,арбитражного, гражданского, административного,уголовногопроцессов 4 0 3.6 Повторительно-обобщающийурокпоразделу «Правовоерегулированиеобщественныхотношенийв Российской Федерации» 2 1 Итогопоразделу 28 Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 6 1 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 68 5 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cf62 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ10 КЛАСС №п/п Темаурока Количествочасов Всего 1 Обществокаксистема 1 2 Обществои общественныеотношения 1 3 Социальныеинститутывобществе 1 4 Информационноеобществоиегоособенности 1 5 Рольмассовыхкоммуникацийвсовременномобществе 1 6 Многообразиеобщественногоразвития 1 7 Общественныйпрогрессиегопоследствия 1 8 Глобализацияиеепротиворечия 1 9 Личностьвсовременномобществе 1 10 Становлениеличностивпроцессесоциализации 1 11 Общественноеииндивидуальноесознание.Самосознаниеисоциальноеповедение 1 12 Деятельностьчеловека 1 13 Свободаинеобходимостьвдеятельностичеловека 1 14 Познавательнаядеятельностьчеловека 1 15 Истинаиеекритерии 1 16 Научноепознание 1 17 Повторительно-обобщающий урокпотеме"Человеквобществе" 1 18 Повторительно-обобщающийурокпотеме"Человеквобществе" 1 19 Духовнаядеятельностьчеловека 1 20 Культураиееформы 1 21 Вкладроссийскойкультурывформированиеценностейсовременногообщества 1 22 Моралькакобщечеловеческаяценностьисоциальныйрегулятор 1 23 Категорииморали 1 24 Гражданственностьипатриотизм 1 25 Наукаиеефункции 1 26 Рольнаукивсовременномобществе 1 27 Образованиевсовременномобществе 1 28 ОсновныенаправленияразвитияобразованиявРоссийскойФедерации 1 29 Религияиеерольвжизни человекаиобщества 1 30 Мировыеинациональныерелигии 1 31 Искусство 1 32 Особенностипрофессиональнойдеятельностивсференауки,образованияиискусства 1 33 Повторительно-обобщающийурокпотеме"Духовная культура" 1 34 Повторительно-обобщающийурокпотеме"Духовнаякультура" 1 35 Экономика-основажизнедеятельностиобщества 1 36 Макроэкономическиепоказателиикачествожизни 1 37 Экономикакакнаука 1 38 Экономическиесистемы 1 39 Экономическийрост 1 40 Экономическийцикл 1 41 Рыночныеотношениявэкономике 1 42 Рыночныемеханизмы 1 43 Рынки 1 44 Государственноерегулированиерынков 1 45 Особенностирыночныхотношенийвсовременнойэкономике 1 46 Рыноктруда 1 47 Экономическаядеятельность 1 48 Рациональноеэкономическоеповедение 1 49 Экономикапредприятия 1 50 Факторыпроизводства 1 51 Эффективностьпредприятия 1 52 Предпринимательскаядеятельность 1 53 Финансовыйрынокифинансовыеинституты 1 54 Банковскаясистема 1 55 Инфляция 1 56 Экономикаигосударство 1 57 Бюджетнаяполитика 1 58 Государственноерегулированиеэкономики.НалогииналоговаясистемаРоссийскойФедерац ии 1 59 Мироваяэкономика 1 60 Особенностимеждународнойторговли 1 61 Повторительно-обобщающийурокпотеме"Экономическаяжизньобщества" 1 62 Повторительно-обобщающийурокпотеме"Экономическаяжизньобщества" 1 63 Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 1 64 Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 1 65 Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 1 66 Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 1 67 Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 1 68 Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 1 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 68 11 КЛАСС №п/п Темаурока Количествочасов Всего 1 Социальнаяструктураобщества 1 2 Социальнаястратификацияроссийскогообщества 1 3 Социальноеположениеличностивобществеипутиегоизменения 1 4 Социальнаямобильностьиеевиды 1 5 Семьякаксоциальныйинститут 1 6 Семьяисемейныеценности 1 7 Этническиеобщностиинации 1 8 НациональнаяполитикавРоссийскойФедерации 1 9 Социальныенормыиотклоняющеесяповедение 1 10 Социальныйконтроль 1 11 Социальныйконфликт 1 12 Особенностипрофессиональнойдеятельностисоциологаисоциальногопсихолога 1 13 Повторительно-обобщающийурокпотеме"Социальнаясфера" 1 14 Повторительно-обобщающийурокпотеме"Социальнаясфера" 1 15 Политическаявластьиполитическиеотношения 1 16 Политическиеинституты 1 17 Политическаясистема 1 18 Государство-основнойинститутполитическойсистемы 1 19 Формыгосударства 1 20 ОсновыконституционногострояРоссийскойФедерации 1 21 ГосударствоРоссийскаяФедерация 1 22 ГосударственноеуправлениевРоссийскойФедерации 1 23 Национальнаябезопасность 1 24 Политическаякультураобществаиличности 1 25 Политическаяидеология 1 26 Политическийпроцесс 1 27 Участникиполитическогопроцесса 1 28 Политическиепартии 1 29 Типыизбирательныхсистем 1 30 ИзбирательнаясистемаРоссийскойФедерации 1 31 Политическаяэлита 1 32 Политическоелидерство 1 33 Повторительно-обобщающий урокпотеме"Политическаясфера" 1 34 Повторительно-обобщающийурокпотеме"Политическаясфера" 1 35 Системаправа 1 36 Правовыеотношения 1 37 Правонарушения 1 38 Правонарушениеиюридическаяответственность 1 39 КонституцияРоссийскойФедерации 1 40 КонституционныеправаисвободычеловекаигражданинаРоссийскойФедерации 1 41 КонституционныеобязанностигражданинаРоссийскойФедерации 1 42 Механизмызащитыправчеловека 1 43 Правовоерегулированиегражданских правоотношений 1 44 Организационно-правовыеформыюридическихлиц 1 45 Правовоерегулированиесемейныхправоотношений 1 46 Праваиобязанности родителейидетей 1 47 Правовоерегулированиетрудовыхправоотношений 1 48 Особенноститрудовыхправоотношенийсучастиемнесовершеннолетнихработников 1 49 Правовоерегулированиеналоговыхправоотношений 1 50 Праваиобязанностиналогоплательщиков.Ответственностьзаналоговыеправона рушения 1 51 Правовоерегулированиеобразовательных правоотношений 1 52 СистемаобразованиявРоссийскойФедерации 1 53 Правовоерегулированиеадминистративныхправоотношений 1 54 Экологическоезаконодательство 1 55 Уголовноеправо 1 56 Особенностиуголовнойответственностинесовершеннолетних 1 57 Основныепринципыконституционного,арбитражногопроцессов 1 58 Основныепринципыгражданскогопроцесса 1 59 Основныепринципыадминистративногопроцесса 1 60 Основныепринципыуголовногопроцесса 1 61 62 63 64 Повторительнообобщающийурокпотеме"ПравовоерегулированиеобщественныхотношенийвРоссийской Федерации" Повторительнообобщающийурокпотеме"ПравовоерегулированиеобщественныхотношенийвРоссийской Федерации" Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 1 1 1 1 65 Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 1 66 Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 1 67 Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности 1 Повторительнообобщающийурокпотеме"Правовоерегулированиеобщественныхотношенийв Российской Федерации" ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 68 1 68 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРО ЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯУЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИИНТЕРНЕТ