Рабочая программа 10-11 обществознание

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрации городского округа Сухой Лог
МАОУ СОШ № 10

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Председатель КМС

Заместитель директора по
________________________ учебно-воспитательной
работе
Бекетова О.А
________________________
Протокол №1
от «28» августа 2023 г.
Костылева Н.Л
Информационная справка
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ
№10
________________________
Просвирякова О.А
Приказ №165-од
от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 660289)
учебного предмета «Обществознание» (базовый уровень)
для обучающихся 10 – 11 классов

с.Новопышминское, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего
общегообразования(базовыйуровень)составленанаосновеположенийитребо
ванийкрезультатамосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы,представ
ленныхвФедеральномгосударственномобразовательномстандартесреднего
общегообразования,всоответствиис Концепцией преподавания учебного
предмета
«Обществознание»
(2018г.),атакжесучетомфедеральнойрабочейпрограммывоспитания.Рабоча
япрограммапообществознаниюнауровнесреднегообщегообразованияреали
зуетпринциппреемственностипримерныхрабочихобразовательныхпрограм
мосновногообщегоисреднегообщегообразования.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»(БАЗОВЫЙУРОВЕНЬ)
Учебныйпредмет«Обществознание»играетведущуюрольввыполнении
системойобразованияфункцииинтеграциимолодеживсовременноеобщество
иобеспечиваетусловиядляформированияроссийскойгражданскойидентичн
ости,традиционныхценностеймногонациональногороссийскогонарода,гото
вностиобучающихсяксаморазвитиюинепрерывномуобразованию,трудуитв
орческомусамовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо
человека иобщества.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»(БАЗОВЫЙУРОВЕНЬ)
Целямиобществоведческогообразованиявсреднейшколеявляются:
• воспитаниеобщероссийскойидентичности,гражданскойответствен
ности,
основанной
на
идеях
патриотизма,
гордости
задостижениястранывразличныхобластяхжизни,уваженияктрадици
онным ценностям и культуре России, правам и свободамчеловека
и
гражданина,
закрепленным
в
Конституции
РоссийскойФедерации;
• развитиеличностивпериодраннейюности,становлениееедуховнонравственныхпозицийиприоритетов,выработкаправовогосознания,
политическойкультуры,мотивациик

предстоящемусамоопределениювразличныхобластяхжизни:семейн
ой,трудовой,профессиональной;
• развитие
способности
обучающихся
к
личному
самоопределению,самореализации,самоконтролю;
• развитиеинтересаобучающихсякосвоениюсоциальныхигуманитарн
ых дисциплин;
• освоение
системы знаний об обществе и человеке,
формированиецелостной
картины
общества,
адекватной
современному
уровнюнаучныхзнанийипозволяющейреализоватьтребованиякличн
остным,метапредметнымипредметнымрезультатамосвоенияобразо
вательнойпрограммы,представленнымвФедеральномгосударствен
номобразовательномстандартесреднегообщегообразования;
• овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать
исистематизироватьсоциальнуюинформациюизразличныхисточни
ков,преобразовыватьееииспользоватьдлясамостоятельного
решения
учебнопознавательных,исследовательских
задач,атакжевпроектнойдеятельности;
• совершенствованиеопытаобучающихсявпримененииполученныхзн
аний(включаязнаниесоциальныхнорм)иуменийвразличныхобластя
хобщественнойжизни:вгражданскойиобщественнойдеятельности,в
ключаяволонтерскую,всферахмежличностных
отношений,
отношений
между
людьми
различныхнациональностейивероисповеданий,впротиводействиик
оррупции,всемейнобытовойсфере,атакжедляанализаиоценкижизненныхситуаций,соци
альныхфактов,поведениялюдей и собственныхпоступков.
С учетом преемственности с уровнем основного общего
образованияучебныйпредмет«Обществознание»раскрываеттеоретическиез
нания,фактысоциальнойжизни;ценностиинормы,регулирующиеобществен
ныеотношения;социальныероличеловека,егоправа,свободыи обязанности
как члена общества и гражданина Российской Федерации;особенности
современного
российского
общества
в
единстве
социальныхсфериинститутовиролиРоссиивдинамичноизменяющемсямире;
различныеаспектымежличностногоидругихвидовсоциальноговзаимодейст
вия,атакжевзаимодействиялюдейисоциальныхгруппс

основнымиинститутамигосударстваигражданскогообществаирегулирующ
иеэтивзаимодействия социальныенормы.
Освоениесодержанияобществоведческогообразованияосуществляется
всоответствиисоследующимиориентирами,отражающими
специфику
учебного предмета на уровне среднего общегообразования:
• определениеучебногосодержаниянаучнойипрактическойзначимост
ью
включаемых
в
него
положений
и
педагогическимицелямиучебногопредметасучетомпознавательных
возможностейучащихсястаршегоподросткового возраста;
• представление в содержании учебного предмета основных
сфержизниобщества,типичныхвидовчеловеческойдеятельностивин
формационном обществе, условий экономического развития
насовременномэтапе,особенностейфинансовогоповедения,перспек
тив
и
прогнозов
общественного
развития,
путей
решенияактуальных социальныхпроблем;
• обеспечениеразвитияключевыхнавыков,формируемыхдеятельност
нымкомпонентомсоциальногуманитарногообразования(выявлениепроблем,принятиерешений,
работасинформацией),икомпетентностей,имеющихуниверсальноез
начениедляразличныхвидовдеятельностиипривыборепрофессии;
• включениевсодержаниепредметаполноценногоматериалаосовреме
нном
российском
обществе,
об
основах
конституционногострояРоссийскойФедерации,закрепленныхвКон
ституцииРоссийскойФедерации,оправахисвободахчеловекаигражд
анина,тенденцияхразвитияРоссии,еероливмиреипротиводействиив
ызовамглобализации;
• расширениевозможностейсамопрезентациистаршеклассников,мот
ивирующейкреативноемышлениеиучастиевсоциальныхпрактиках.
Отличиесодержанияучебногопредмета«Обществознание»набазовому
ровнесреднегообщегообразованияотсодержанияпредшествующего уровня
заключается в:
• изученииновоготеоретическогосодержания;

рассмотрениирядаранееизученныхсоциальныхявленийипроцессов
вболеесложныхиразнообразныхсвязяхиотношениях;
• освоенииобучающимисябазовыхметодовсоциальногопознания;
• большейопоренасамостоятельнуюдеятельностьииндивидуальныеп
ознавательныеинтересыобучающихся,втомчислесвязанные
свыборомпрофессии;
• расширенииисовершенствованиипознавательных,исследовательск
их,проектныхумений,которыеосваиваютобучающиеся,ивозможнос
тейихпримененияпривыполнениисоциальныхролей,типичныхдляс
таршегоподростковоговозраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»(БАЗОВЫЙУРОВЕНЬ)
ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
•

Всоответствиисучебнымпланомпредмет«Обществознание»набазовом
уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество
учебноговременинадвагодаобучениясоставляет136часов(68часоввгод).Об
щаянедельнаянагрузкавкаждомгодуобучениясоставляет2часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(БАЗОВЫЙУРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультатыосвоенияобучающимисяпрограммысреднего
общего
образования
по
предмету
«Обществознание»
(базовыйуровень)должныотражатьготовностьиспособностьобучающихсяр
уководствоватьсясформированнойвнутреннейпозициейличности,системой
ценностныхориентаций,позитивныхвнутреннихубеждений,соответствующ
ихтрадиционнымценностямроссийскогообщества,расширениежизненногоо
пытаиопытадеятельностивпроцессереализации основных направлений
воспитательной деятельности, в томчислевчасти:
Гражданскоговоспитания:
• сформированностьгражданскойпозицииобучающегосякакактивног
о иответственного членароссийского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважениезаконаиправопорядка;
• принятиетрадиционныхнациональных,общечеловеческихгуманист
ическихидемократическихценностей;уважениеценностейиныхкуль
тур,конфессий;
• готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,ксенофобии,дискриминациипосоциальным,религиоз
ным,расовым,национальнымпризнакам;
• готовностьвестисовместнуюдеятельностьвинтересахгражданского
общества, участвовать в самоуправлении школы идетскоюношескихорганизаций;
• умениевзаимодействоватьссоциальнымиинститутамивсоответстви
исихфункциямии назначением;
• готовностькгуманитарнойиволонтерскойдеятельности.
Патриотическоговоспитания:
• сформированностьроссийскойгражданскойидентичности,патриоти
зма,
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственностипередРодиной,гордостизасвойкрай,своюРодину,св
ойязыки

•

•

культуру,прошлоеинастоящеемногонациональногонародаРоссии;
ценностноеотношениекгосударственнымсимволам,историческому
и природному наследию, памятникам, традициямнародов России;
достижениям
России
в
науке,
искусстве,
спорте,технологиях,труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и
егозащите,ответственностьза егосудьбу.

Духовно-нравственноговоспитания:
• осознаниедуховныхценностейроссийскогонарода;
• сформированностьнравственногосознания,этическогоповедения;
• способностьоцениватьситуациюиприниматьосознанныерешения,о
риентируясьнаморально-нравственныенормыиценности;
• осознаниеличноговкладавпостроениеустойчивогобудущего;
• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи
наосновеосознанногопринятияценностейсемейнойжизнивсоответс
твиистрадициями народовРоссии.
Эстетическоговоспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научногоитехническоготворчества,спорта,труда,общественныхотн
ошений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции
итворчествосвоегоидругихнародов,ощущатьэмоциональноевоздей
ствиеискусства;
• убежденностьвзначимостидляличностииобществаотечественногои
мировогоискусства,этническихкультурныхтрадицийинародноготв
орчества;
• стремлениепроявлятькачестватворческойличности.
Физическоговоспитания:
• сформированностьздоровогоибезопасногообразажизни,ответствен
ногоотношенияксвоемуздоровью,потребностьвфизическомсоверш
енствовании;

•

активное неприятие вредных привычек и иных
причинениявредафизическомуи психическомуздоровью.

форм

Трудовоговоспитания:
• готовностьктруду,осознаниеценностимастерства,трудолюбие;
• готовностькактивнойсоциальнонаправленнойдеятельности,способ
ностьинициировать,планироватьисамостоятельновыполнятьтакую
деятельность;
• интерескразличнымсферампрофессиональнойдеятельности,умение
совершатьосознанныйвыборбудущейпрофессиииреализовыватьсоб
ственныежизненныепланы;мотивациякэффективному труду и
постоянному
профессиональному
росту,
кучетуобщественныхпотребностейприпредстоящемвыборесферыд
еятельности;
• готовность и способность к образованию и самообразованию
напротяжениижизни.
Экологическоговоспитания:
• сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияниясоциальноэкономическихпроцессовнасостояниеприроднойисоциальнойсред
ы,осознаниеглобальногохарактераэкологическихпроблем;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде
наосновезнанияцелейустойчивогоразвития человечества;
• активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;
• умениепрогнозироватьнеблагоприятныеэкологическиепоследствия
предпринимаемыхдействий,предотвращатьих;
• расширениеопытадеятельностиэкологическойнаправленности.
Ценностинаучногопознания:
• сформированность
мировоззрения,
соответствующегосовременномууровнюразвитиянауки,включаясо
циальныенауки, и общественной практики, основанного на
диалоге
культур,способствующегоосознаниюсвоегоместавполикультурном
мире;

•

•

•

совершенствованиеязыковойичитательскойкультурыкаксредствавз
аимодействиямеждулюдьмиипознаниямира;языковое и речевое
развитие человека, включая понимание языкасоциальноэкономическойиполитической коммуникации;
осознаниеценностинаучнойдеятельности,готовностьосуществлять
проектнуюиисследовательскуюдеятельностьиндивидуально
и
вгруппе;
мотивациякпознаниюитворчеству,обучениюисамообучениюнапрот
яжениивсейжизни,интерескизучениюсоциальныхигуманитарных
дисциплин.

Впроцесседостиженияличностныхрезультатовосвоенияобучающимис
япрограммысреднегообщегообразования(набазовомуровне)унихсовершенс
твуетсяэмоциональныйинтеллект,предполагающийсформированность:
• самосознания,включающегоспособностьпониматьсвоеэмоциональ
ноесостояние,видетьнаправленияразвитиясобственнойэмоциональ
нойсферы,бытьувереннымвсебевмежличностномвзаимодействиии
припринятиирешений;
• саморегулирования,включающегосамоконтроль,умениепринимать
ответственностьзасвоеповедение,способностьадаптироватьсякэмо
циональнымизменениямипроявлятьгибкость,бытьоткрытымновом
у;
• внутреннеймотивации,включающейстремлениекдостижениюцели
и
успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать,исходяизсвоихвозможностей;
• готовностьиспособностьовладеватьновымисоциальнымипрактика
ми,осваиватьтипичные социальныероли;
• эмпатии,включающейспособностьпониматьэмоциональноесостоян
иедругих,учитыватьегоприосуществлениикоммуникации,способно
стьксочувствиюисопереживанию;
• социальныхнавыков,включающихспособностьвыстраиватьотноше
ния с другими людьми, заботиться, проявлять интерес
иразрешатьконфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы среднего
общегообразования по предмету «Обществознание» (базовый уровень)
должныотражать:
1. Овладениеуниверсальнымиучебнымипознавательнымидейств
иями
Базовыелогическиедействия:
• самостоятельноформулироватьиактуализироватьсоциальнуюпробл
ему,рассматриватьеевсесторонне;
• устанавливатьсущественныйпризнакилиоснованиядлясравнения,к
лассификациииобобщениясоциальныхобъектов,явленийипроцессо
в;
• определятьцелипознавательнойдеятельности,задаватьпараметрыи
критерииихдостижения;
• выявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемыхсоциаль
ных явленияхипроцессах;
• вноситькоррективывдеятельность(сучетомразныхвидовдеятельнос
ти),оцениватьсоответствиерезультатовцелям,оцениватьриски
последствийдеятельности;
• координироватьивыполнятьработувусловияхреального,виртуально
го икомбинированного взаимодействия;
• развиватькреативноемышлениеприрешениижизненныхпроблем,вт
ом числеучебно-познавательных.
Базовыеисследовательскиедействия:
• развиватьнавыкиучебноисследовательскойипроектнойдеятельности,навыкиразрешенияпро
блем;
• проявлять способность и готовность к самостоятельному
поискуметодоврешенияпрактическихзадач,применениюразличных
методовсоциальногопознания;
• осуществлятьдеятельностьпополучениюновогознания,егоинтерпре
тации,преобразованиюиприменениювразличныхучебныхситуация
х,втомчислеприсозданииучебныхисоциальных проектов;
• формироватьнаучныйтипмышления,применятьнаучнуютерминоло
гию,ключевыепонятияиметодысоциальныхнаук;
• ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательнойдеятельностиижизненныхситуациях;

выявлятьпричинноследственныесвязисоциальныхявленийипроцессов
и
актуализировать
познавательную
задачу,
выдвигатьгипотезуеерешения,находитьаргументыдлядоказательст
васвоихутверждений,задаватьпараметрыикритерии решения;
• анализироватьрезультаты,полученныевходерешениязадачи,критич
ескиоцениватьихдостоверность,прогнозироватьизменениевновыху
словиях;
• даватьоценкуновымситуациям,возникающимвпроцессепознаниясо
циальныхобъектов,всоциальныхотношениях;оцениватьприобретен
ный опыт;
• уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях
ипроцессахвпознавательнуюипрактическуюобластижизнедеятельн
ости;
• уметьинтегрироватьзнанияизразныхпредметныхобластей;
• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы
ирешения;
• ставить проблемы и задачи, допускающие
альтернативныерешения.
Работасинформацией:
• владетьнавыкамиполучениясоциальнойинформацииизисточниковр
азныхтипов,самостоятельноосуществлятьпоиск,анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различныхвидови
форм представления;
• создаватьтекстывразличныхформатахсучетомназначенияинформац
ии
и
целевой
аудитории,
выбирая
оптимальную
формупредставленияи визуализации;
• оцениватьдостоверность,легитимностьинформацииразличныхвидо
виформпредставления(втомчислеполученнойизинтернетисточников),еесоответствиеправовымиморальноэтическимнормам;
• использоватьсредстваинформационныхикоммуникационныхтехно
логийврешениикогнитивных,коммуникативныхиорганизационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых иэтических
норм,норминформационнойбезопасности;
•

владеть навыками распознавания и защиты
информации,информационнойбезопасности личности.
2. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями
Общение:
• осуществлятькоммуникациивовсехсферахжизни;
• распознавать
невербальные средства общения, понимать
значениесоциальныхзнаков,распознаватьпредпосылкиконфликтны
хситуацийи смягчатьконфликты;
• владетьразличнымиспособамиобщенияивзаимодействия;аргумент
ированновестидиалог,уметьсмягчатьконфликтныеситуации;
• развернутоилогичноизлагатьсвоюточкузрениясиспользованиемязы
ковыхсредств.
Совместнаядеятельность:
• пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальной
работы;
• выбиратьтематикуиметодысовместныхдействийсучетомобщих
интересовивозможностейкаждогочленаколлектива;
• приниматьцелисовместнойдеятельности,организовыватьикоордин
ироватьдействияпоеедостижению:составлятьпландействий,распре
делятьролисучетоммненийучастников,обсуждатьрезультаты
совместной работы;
• оцениватькачествосвоеговкладаивкладакаждогоучастникакоманды
вобщийрезультатпоразработаннымкритериям;
• предлагатьновыеучебныеисследовательскиеисоциальныепроекты,
оцениватьидеиспозицииновизны,оригинальности,практическойзна
чимости;
• осуществлять
позитивное
стратегическое
поведение
в
различныхситуациях,проявлятьтворчествоивоображение,бытьиниц
иативным.
3. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями
Самоорганизация:
• самостоятельноосуществлятьпознавательнуюдеятельность,выявля
ть
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные
задачивобразовательнойдеятельностиивжизненных ситуациях;
•

самостоятельносоставлятьпланрешенияпроблемысучетомимеющи
хсяресурсов,собственныхвозможностейипредпочтений;
• давать
оценку
новым
ситуациям,
возникающимв
познавательнойипрактическойдеятельности,вмежличностныхотно
шениях;
• расширятьрамкиучебногопредметанаосновеличныхпредпочтений;
• делатьосознанныйвыборстратегийповедения,решенийприналичииа
льтернатив,аргументироватьсделанныйвыбор,братьответственност
ьзапринятое решение;
• оцениватьприобретенныйопыт;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции
вразныхобластяхзнаний,постоянноповышатьсвойобразовательный
икультурныйуровень.
Самоконтроль:
• даватьоценкуновымситуациям,вноситькоррективывдеятельность,о
цениватьсоответствиерезультатов целям;
• владетьнавыкамипознавательнойрефлексиикакосознаниясовершае
мыхдействийимыслительныхпроцессов,ихрезультатовиоснований;
использоватьприемырефлексиидляоценкиситуации,выбораверного
решения;
• уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по
ихснижению;
• принимать
мотивы и аргументы других при анализе
результатовдеятельности.
Принятиесебяидругих:
• приниматьсебя,понимаясвоинедостатки идостоинства;
• приниматьмотивыиаргументыдругихприанализерезультатовдеятел
ьности;
• признаватьсвоеправои праводругихнаошибки;
• развиватьспособностьпониматьмирспозициидругогочеловека.
•

ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ10КЛАСС
1) Владетьзнаниямиобобществекакцелостнойразвивающейсясистеме
вединствеивзаимодействииосновныхсферисоциальных

институтов;общественныхпотребностяхиобщественныхотношениях;социа
льнойдинамикеиееформах;особенностяхпроцессацифровизацииивлияниям
ассовыхкоммуникацийнавсесферыжизниобщества;глобальных проблемах
и
вызовах
современности;
перспективах
развитиясовременногообщества,тенденцияхразвитияРоссийскойФедераци
и;человекекаксубъектеобщественныхотношенийисознательнойдеятельнос
ти;особенностяхсоциализацииличностииееэтапахвсовременныхусловиях;д
еятельностииееструктуре;сознании,самосознанииисоциальномповедении;п
ознаниимира;истинеиеекритериях; формах и методах мышления;
особенностях профессиональнойдеятельностивобласти науки;
обисторическомиэтническоммногообразиикультур,связидуховнойима
териальнойкультуры,особенностяхпрофессиональнойдеятельностивобласт
и наукиикультуры;
об экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике,
втомчислегосударственнойполитикеподдержкималогобизнесаипредприни
мательства,конкуренциииимпортозамещения,особенностяхрыночных
отношений
в
современной
экономике;
роли
государственногобюджетавреализацииполномочийоргановгосударственно
йвласти,механизмахпринятиябюджетныхрешений;особенностяхпрофессио
нальнойдеятельностивэкономическойифинансовойсферах.
2) Характеризоватьроссийскиедуховнонравственныеценности,втомчислеценностичеловеческойжизни,патриотизм
аислуженияОтечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности,прависвободчеловека,гуманизма,милосердия,справедливо
сти,коллективизма,
исторического
единства
народов
России,
преемственностиистории нашей Родины, осознания ценности культуры
России
и
традицийнародов
России,
общественнойстабильности
ицелостностигосударстванапримерахразделов«Человеквобществе»,«Духов
наякультура»,
«Экономическаяжизньобщества».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки
научныхпонятийииспользоватьпонятийныйаппаратприанализеиоценкесоц
иальныхявлений,втомчиследостиженийроссийскойнаукииискусства,напра
вленийнаучно-технологическогоразвитияРоссийскойФедерации,
при
изложении
собственных
суждений
и
построении
устных
иписьменныхвысказываний,включаяпонятия:обществоиеготипы,

социальный
институт,
общественный
прогресс,
деятельность,
социальныеинтересы,глобализация,личность,социализация,истина,мышле
ние,духовнаякультура,духовныеценности,народнаякультура,массоваякуль
тура,элитарнаякультура,ценностииидеалы;образование,наука,искусство,ре
лигия,мораль,мировоззрение,экономическаясистема,экономическийрост,эк
ономическийцикл,ограниченностьресурсов,общественныеблага,валовойвн
утреннийпродукт,факторыдолгосрочногоэкономическогороста;механизмы
государственногорегулированияэкономики,международноеразделениетруд
а;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том
числе:общество,личность,свобода,культура,экономика,собственность;
классифицироватьитипологизироватьнаосновепредложенныхкритери
евиспользуемыевсоциальныхнаукахпонятияитермины,отражающиеявлени
яипроцессысоциальнойдействительности,втомчисле:видыиформыдеятельн
ости;формыпознания,культуры;видызнания,науки,религий;видыиуровниоб
разованиявРоссийскойФедерации; виды налоговых систем, издержек
производства,
безработицы,финансовыхуслуг;типыивидырыночныхструктур;факторыпр
оизводства;источникифинансированияпредприятий.
4) Владетьумениямиустанавливать,выявлять,объяснятьиконкретизи
роватьпримерамипричинноследственные,функциональные,иерархическиеидругиесвязиподсистемиэле
ментовобщества;материальнойидуховнойкультуры;уровнейиметодовнаучн
огопознания;
мышления
и
деятельности;
общественного
и
индивидуальногосознания; чувственного и рационального познания;
народной, массовой иэлитарной культуры; экономической деятельности и
проблем устойчивогоразвития; макроэкономических показателей и
качества жизни; спроса ипредложения;
характеризовать причины и последствия преобразований в
духовной,экономическойсферахжизнироссийскогообщества;противоречив
огохарактераобщественногопрогресса;глобализации;культурногомногообр
азиясовременногообщества;возрастанияролинаукивсовременномобществе;
инфляции,безработицы;функцииобразования,науки,религиикаксоциальны
хинститутов;морали;искусства;экономическиефункциигосударства;Центра
льногобанкаРоссийской

Федерации;налоговойсистемыРоссийскойФедерации;предпринимательств
а;
отражатьсвязисоциальныхобъектовиявленийспомощьюразличных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах,графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальных явлений
ипроцессов в социальных науках, включая универсальные методы науки,
атакжеспециальныеметодысоциальногопознания,втомчислесоциологическ
иеопросы,биографическийметод,социальноепрогнозирование,методмодел
ированияисравнительно-историческийметод.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Человек
вобществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь общества»,
дляанализасоциальнойинформацииомногообразиипутейиформобщественн
огоразвития,российскомобществе,обугрозахивызовахразвитиявXXIв.,ораз
витиидуховнойкультуры,опроблемахисовременныхтенденциях,направлени
яхимеханизмахэкономическогоразвития, полученной из источников
разного типа, включая официальныепубликации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативныеправовыеакты,государственные
документыстратегическогохарактера,публикациивСМИ;
осуществлятьпоисксоциальнойинформации,представленнойвразличн
ыхзнаковыхсистемах,извлекатьинформациюизнеадаптированныхисточник
ов,вестицеленаправленныйпоискнеобходимыхсведенийдлявосполненияне
достающихзвеньев,делатьобоснованныевыводы,различатьотдельныекомпо
нентывинформационномсообщении,выделятьфакты,выводы,оценочныесу
ждения,мненияприизученииразделов«Человеквобществе»,
«Духовнаякультура»,«Экономическаяжизньобщества».
7)
Осуществлятьучебноисследовательскуюипроектнуюдеятельность с опорой на полученные
знания
об
обществе,
о
его
духовнойкультуреиэкономическойжизни,очеловеке,егопознавательнойдея
тельности и творческой активности, представлять ее результаты в
видезавершенныхпроектов,презентаций,творческихработсоциальнойимеж
дисциплинарнойнаправленности;готовитьустныевыступленияиписьменны
еработы(развернутыеответы,сочинения)поизученным

темам,составлятьсложныйитезисныйпланразвернутыхответов,анализирова
тьнеадаптированные тексты.
8) Использоватьобществоведческиезнаниядлявзаимодействияспредс
тавителями
других
национальностей
и
культур
в
целях
успешноговыполнениятипичныхсоциальныхролей,ориентациивактуальны
хобщественныхсобытиях,определенияличнойгражданскойпозиции,осознан
иязначимостиздоровогообразажизни,ролинепрерывногообразования;
использовать средства информационно-коммуникационныхтехнологий в
решении различных задач при изучении разделов «Человек
вобществе»,«Духовнаякультура»,«Экономическаяжизньобщества».
9) Формулировать,основываясьнасоциальныхценностяхиприобрете
нныхзнанияхочеловекевобществе,духовнойкультуре,обэкономической
жизни
общества,
собственные
суждения
и
аргументы
попроблемамвлияниясоциокультурныхфакторовнаформированиеличности
;противоречивыхпоследствийглобализации;соотношениясвободы
и
необходимости в деятельности человека; значения культурныхценностей и
норм в жизни общества, в духовном развитии личности;
ролигосударствавэкономике;путейдостиженияэкономическогороста;взаим
освязиэкономическойсвободыисоциальнойответственности;
конкретизироватьтеоретическиеположения,втомчислеотипахобществ
а;
многообразии
путей
и
форм
общественного
развития;
человекекакрезультатебиологическойисоциокультурнойэволюции;многоо
бразии
видов
деятельности
и
ее
мотивации;
этапах
социализации;особенностяхнаучногопознаниявсоциальногуманитарныхнауках;духовныхценностях;субкультуреиконтркультуре;диа
логекультур;категорияхморали;возможностяхсамовоспитания;особенностя
хобразования и науки в современном обществе;свободе совести;
значенииподдержаниямежконфессиональногомиравРоссийскойФедерации
;многообразиифункцийискусства;достиженияхсовременногороссийскогои
скусства;использованиимергосударственнойподдержкималого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации; выбореспособов
рационального
экономического
поведения
людей,
особенностяхтрудамолодеживусловияхконкуренциинарынкетруда,фактам
исоциальнойдействительности,модельнымиситуациями,примерамиизличн
ого социальногоопыта.

10) Применять знания о финансах и бюджетном регулировании
припользованиифинансовымиуслугамииинструментами,втомчисленаходит
ь,анализироватьииспользоватьинформациюдляпринятияответственных
решений
по
достижению
финансовых
целей
и
управлениюличнымифинансамиприреализацииправиобязанностейпотреби
теляфинансовых услуг с учетом основных способов снижения рисков и
правилличнойфинансовой безопасности.
11) Оцениватьсоциальнуюинформациюпопроблемамразвитиясоврем
енногообщества,общественногоииндивидуальногосознания,потребностейи
интересовличности,научногопознаниявсоциальногуманитарныхнауках,духовнойкультуры,экономическойжизниобщества, в
том
числе
поступающую
по
каналам
сетевых
коммуникаций,определятьстепеньдостоверностиинформации;соотноситьр
азличныеоценкисоциальныхявлений,содержащиесявисточникахинформац
ии;даватьоценкудействиямлюдейвтипичных(модельных)ситуацияхсточкиз
рения социальныхнорм.
12) Самостоятельно
оценивать
практические
ситуации
и
приниматьрешения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее
эффективныеспособы противодействия коррупции; определять стратегии
разрешениясоциальных и межличностных конфликтов; оценивать
поведение
людей
исобственноеповедениесточкизренияценностей,социальныхнорм,включая
нормыморалииправа,экономическойрациональности;осознаватьнеприемле
мостьантиобщественногоповедения,опасностьалкоголизмаи наркомании.
11КЛАСС
1) Владеть знаниями о социальной структуре общества,
критерияхсоциальной
стратификации;
формах
и
факторах
социальноймобильностив современном обществе, о семье как социальном
институте,
возрастанииролисемейныхценностей;направленияхсоциальнойполитикивР
оссийскойФедерации,втом числевобластиподдержкисемьи;
о структуре и функциях политической системы
общества,направлениях
государственной политики
Российской Федерации;конституционном статусе и полномочиях
органов государственной власти;о
правекаксоциальномрегуляторе,системеправаизаконодательстве
РоссийскойФедерации,системеправ,свободиобязанностейчеловекаи

гражданинавРоссийскойФедерации,правахребенкаимеханизмахзащитыпра
ввРоссийскойФедерации;правовомрегулированиягражданских,семейных,т
рудовых,налоговых,образовательных,административных,уголовныхправов
ыхотношений;экологическомзаконодательстве,гражданском,администрати
вномиуголовномсудопроизводстве.
2) Характеризоватьроссийскиедуховнонравственныеценности,втомчислеценностичеловеческойжизни,патриотизм
аислуженияОтечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности,прависвободчеловека,гуманизма,милосердия,справедливо
сти,коллективизма,
исторического
единства
народов
России,
преемственностиистории нашей Родины, осознания ценности культуры
России
и
традицийнародов
России,
общественнойстабильности
ицелостностигосударстванапримерахразделов«Социальнаясфера»,«Полит
ическаясфера»,
«ПравовоерегулированиеобщественныхотношенийвРоссийскойФедерации
».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки
научныхпонятийииспользоватьпонятийныйаппаратприанализеиоценкесоц
иальных явлений при изложении собственных суждений и
построенииустныхиписьменныхвысказываний,включаяпонятия:социальны
еобщности,социальныегруппыиотношениямеждуними,социальнаястратиф
икация, социальное неравенство, социальный статус, социальнаяроль,
социальная мобильность, семья и брак, этнические общности,
нация,социальныенормы,социальныйконтрольисамоконтроль,социальный
конфликт,политическаявласть,политическийинститут,политическиеотнош
ения,политическаясистема,государство,национальнаябезопасность,
политическая культура, политическая элита, политическоелидерство,
политический
процесс,
право,
источник
права,
система
права,нормаправа,отрасльправа,институтправа,правонарушение,юридичес
каяответственность,нормативныйправовойакт,закон,подзаконный
акт,
законодательный
процесс,
правовой
статус,
гражданствоРоссийскойФедерации,налог;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том
числе:власть,социальнаясправедливость,социальный институт;
классифицироватьитипологизироватьнаосновепредложенныхкритери
евиспользуемыевсоциальныхнаукахпонятияитермины,

отражающие социальные явления и процессы, в том числе:
социальныеобщностиигруппы;видысоциальноймобильности;типысемьи;со
циальные нормы; социальные конфликты; формы социальных
девиаций;виды миграционных процессов в современном мире; формы
государства;политическиепартии;видыполитическоголидерства,избирател
ьныхипартийных систем, политических идеологий; правовые нормы;
отрасли
иинститутыправа;источникиправа;нормативныеправовыеакты;видыправов
ыхотношений;правонарушения;видыюридическойответственности;праваи
свободычеловекаигражданинаРоссийскойФедерации;конституционныеобя
занностигражданинаРоссийскойФедерации;способызащитыгражданскихпр
ав,правоохранительныеорганы;организационноправовыеформыюридическихлиц;праваиобязанностиродителейидетей;пра
ваиобязанностиработниковиработодателей; дисциплинарные взыскания;
налоги
и
сборы
в
РоссийскойФедерации;праваиобязанностиналогоплательщиков;видыадми
нистративныхправонарушенийинаказаний;экологическиеправонарушения;
способы
защиты
права
на
благоприятную
окружающуюсреду;видыпреступлений;видынаказанийвуголовномправе.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинноследственные,функциональные,иерархическиеидругиесвязиприописаниис
оциальнойструктуры,формыгосударства,политическойкультурыличностии
ееполитическогоповедения,системыправа,нормативно-правовых
актов,прав,свободиобязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и
другихсфержизниобщества;праваиморали;государстваиправа;действияпра
вовыхрегуляторови развитияобщественных процессов;
характеризоватьпричиныипоследствияпреобразованийвсоциальной,п
олитическойсферах,вправовомрегулированииобщественныхотношенийвРо
ссийскойФедерации;возрастаниясоциальноймобильности;сохранениясоци
альногонеравенства;социальныхконфликтов;отклоняющегося(девиантного
)поведения;правонарушенияиюридическойответственностизанего;абсенте
изма;коррупции;
характеризовать функции семьи, социальных норм, включая
нормыправа;социальногоконтроля;государства,субъектовиоргановгосудар
ственнойвластивРоссийскойФедерации;политическихпартий;

средствмассовойинформациивполитическойжизниобщества;правоохранит
ельныхорганов;
отражатьсвязисоциальныхобъектовиявленийспомощьюразличных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах,графиках.
5) Иметьпредставленияометодахизучениясоциальной,политической
сферыжизниобщества,включаяуниверсальныеметодынауки,
а
также
специальные методы социального познания, в том числесоциологические
опросы,
биографический,
сравнительно-правовой
метод,политическоепрогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов
«Социальнаясфера»,«Политическаясфера»,«Правовоерегулированиеобщес
твенныхотношенийвРоссийскойФедерации»,дляанализасоциальнойинфор
мацииосоциальномиполитическомразвитиироссийскогообщества,направле
нияхгосударственнойполитикивРоссийскойФедерации,правовомрегулиров
анииобщественныхпроцессов в Российской Федерации, полученной из
источников
разноготипа,включаяофициальныепубликациинаинтернетресурсахгосударственных органов, нормативные правовые акты,
государственныедокументыстратегического характера,публикациивСМИ;
осуществлятьпоискполитическойиправовойинформации,представлен
нойвразличныхзнаковыхсистемах,извлекатьинформациюизнеадаптирован
ныхисточников,вестицеленаправленныйпоискнеобходимыхсведенийдляво
сполнениянедостающихзвеньев,делатьобоснованныевыводы,различатьотд
ельныекомпонентывинформационномсообщении,выделятьфакты,выводы,
оценочныесуждения,мненияприизученииразделов«Социальнаясфера»,
«Политическаясфера»,«Правовоерегулированиеобщественныхотношенийв
Российской Федерации».
7)
Осуществлятьучебноисследовательскуюипроектнуюдеятельностьсопоройнаполученныезнанияо
структуреобщества,социальных отношениях, политической сфере,
правовом
регулировании
изаконодательствеРоссийскойФедерации,представлятьеерезультатыввиде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной
имеждисциплинарнойнаправленности;готовитьустныевыступленияиписьм
енныеработы(развернутыеответы,сочинения)поизученным

темам,составлятьсложныйитезисныйпланразвернутыхответов,анализирова
тьнеадаптированные тексты.
8) Использоватьполитическиеиправовыезнаниядлявзаимодействия
с представителями других национальностей и культур вцелях успешного
выполнения
типичных
социальных
ролей,
ориентации
вактуальныхобщественныхсобытиях,определенияличнойгражданскойпози
ции;осознанияролинепрерывногообразования;использоватьсредстваинфор
мационнокоммуникационныхтехнологийврешенииразличныхзадачприизученииразд
елов«Социальнаясфера»,
«Политическаясфера»,«Правовоерегулированиеобщественныхотношенийв
Российской Федерации».
9) Формулировать
на
основе
социальных
ценностей
и
приобретенныхзнанийоструктуреобществаисоциальныхвзаимодействиях,п
олитическойсфереизаконодательствеРоссийскойФедерациисобственныесу
жденияиаргументыпопроблемамсоциальноймобильности, ее форм и
каналов в современном российском обществе;миграционных процессов;
тенденций
развития
семьи;
участия
субъектовполитикивполитическомпроцессе;опасностикоррупцииинеобход
имостиборьбысней;соотношенияправисвободчеловекасобязанностямиипра
вовой ответственностью;
использоватьключевыепонятия,теоретическиеположения,втомчисле о
социальной структуре российского общества; роли семьи в
жизниличностиивразвитииобщества;особенностяхполитическойвласти,стр
уктуреполитическойсистемы;ролиИнтернетавсовременнойполитической
коммуникации;
необходимости
поддержания
законности
иправопорядка;юридическойответственностизасовершениеправонарушени
й;механизмахзащитыправчеловека;особенностяхтрудовыхправоотношени
йнесовершеннолетнихработников;особенностяхуголовнойответственности
несовершеннолетнихдляобъясненияявленийсоциальнойдействительности;
конкретизироватьтеоретическиеположенияоконституционныхпринци
пах
национальной
политики
в
Российской
Федерации;
социальныхконфликтах,включаяэтносоциальные,ипутяхихразрешения;гос
ударственной поддержке социально незащищенных слоев общества
имерахсоциальнойподдержкисемьивРоссийскойФедерации;федеративном
устройствеиполитическойсистемеРоссийскойФедерации

насовременномэтапе;государственномсуверенитете;избирательнойсистеме
вРоссийскойФедерации;государственнойслужбеистатусегосударственного
служащего;основахконституционногострояРоссийскойФедерации;субъект
ахгражданскихправоотношений;юридическойответственностииеевидах;пр
авовомрегулированииоказания образовательных услуг; порядке приема на
работу,
заключения
ирасторжениятрудовогодоговора,втомчисленесовершеннолетнихграждан;з
ащитетрудовыхправработников;порядкеиусловияхзаключенияирасторжен
иябрака;правахиобязанностяхналогоплательщика; принципах уголовного
права,
уголовного
процесса,гражданскогопроцессафактамисоциальнойдействительности,мод
ельнымиситуациями,примерамиизличного социального опыта.
10) Применятьзнаниеоправахиобязанностяхпотребителяфинансовых
услуг,зафиксированныхвзаконодательствеРоссийскойФедерации;находить
,анализироватьииспользоватьинформацию,предоставленную
государственными
органами,
в
том
числе
в
цифровойсреде,вцеляхуправленияличнымифинансамииобеспечениялично
йфинансовойбезопасности.
11) Оценивать
социальную
информацию
по
проблемам
социальныхотношений, политической жизни общества, правового
регулирования, втом числе поступающую по каналам сетевых
коммуникаций,
определятьстепеньдостоверностиинформации;соотноситьразличныеоценк
исоциальноговзаимодействия,политическихсобытий,правовыхотношений,
содержащиесявисточникахинформации;даватьоценкудействиямлюдейвтип
ичных(модельных)ситуацияхсточкизрениясоциальных
норм,втом
численорм морали иправа.
12) Самостоятельнооцениватьиприниматьрешения,выявлятьспомощь
юполученныхзнанийнаиболееэффективныеспособыпротиводействиякорру
пции;определятьстратегииразрешениясоциальных
и
межличностных
конфликтов; оценивать поведение людей исобственное поведение с точки
зрения
социальных
норм,
включая
нормыморалииправа,ценностей;осознаватьнеприемлемостьантиобществен
ногоповедения,опасностьалкоголизмаинаркомании.

СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»(БАЗОВЫЙУРОВЕНЬ)

ПРЕДМЕТА

10 КЛАСС
Человеквобществе
Обществокаксистема.Общественныеотношения.Связимеждуподсисте
мамииэлементамиобщества.Общественныепотребностиисоциальныеинсти
туты.Признакиифункциисоциальныхинститутов.Типыобществ.Постиндуст
риальное(информационное)обществоиегоособенности.Рольмассовойкомм
уникациивсовременномобществе.Многообразиепутейиформобщественног
оразвития.Эволюция,социальная революция. Реформа. Общественный
прогресс,
его
критерии.Противоречивый
характер
прогресса.
Глобализация и ее противоречивыепоследствия.
Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции.Влияниесоциокультурныхфакторовнаформированиеличности.Л
ичностьвсовременномобществе.Коммуникативныекачестваличности.Миро
воззрение,егорольвжизнедеятельностичеловека.Социализация личности и
ее этапы. Агенты (институты) социализации.Общественное и
индивидуальное сознание. Самосознание и социальноеповедение.
Деятельностьиееструктура.Мотивациядеятельности.Потребностии
интересы.
Многообразие
видов
деятельности.
Свобода
и
необходимостьвдеятельности человека.Познавательная деятельность.
Познание
мира.
Чувственное
и
рациональное
познание.
Мышление,его формы и методы. Знание как результат познавательной
деятельности,еговиды.Понятиеистины,еекритерии.Абсолютная,относитель
наяистина.Естественные,технические,точныеисоциальногуманитарныенауки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенностинаучного познаниявсоциально-гуманитарных науках.
РоссийскоеобществоичеловекпередлицомугрозивызововXXIв.
Духовнаякультура
Духовнаядеятельностьчеловека.Духовныеценностироссийскогообщес
тва.Материальнаяидуховнаякультура.Формыкультуры.Народная,массовая
иэлитарнаякультура.Молодежнаясубкультура.

Контркультура.Функциикультуры.Культурноемногообразиесовременного
общества.
Диалог
культур.
Вклад
российской
культуры
вформированиеценностей современногообщества.
Моралькакобщечеловеческаяценностьисоциальныйрегулятор.
Категорииморали.Гражданственность.Патриотизм.
Наука.Функциинауки.Возрастаниеролинаукивсовременномобществе.
НаправлениянаучнотехнологическогоразвитияинаучныедостиженияРоссийской Федерации.
Образованиевсовременномобществе.Системароссийскогообразования
.
Основные
направления
развития
образования
в
РоссийскойФедерации.Непрерывностьобразованиявинформационномобще
стве.Значениесамообразования.Цифровыеобразовательныересурсы.
Религия,еёрольвжизниобществаичеловека.Мировыеинациональныере
лигии.ЗначениеподдержаниямежконфессиональногомиравРоссийскойФед
ерации.Свободасовести.
Искусство,егоосновныефункции.Особенностиискусствакакформыдух
овнойкультуры.Достижениясовременногороссийскогоискусства.
Особенностипрофессиональнойдеятельностивсференауки,образовани
я,искусства.
Экономическаяжизньобщества
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические
показателиикачествожизни.Предметиметодыэкономическойнауки.Ограни
ченностьресурсов.Криваяпроизводственныхвозможностей.Типы
экономических
систем.
Экономический
рост
и
пути
его
достижения.Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие
экономическогоцикла.Фазыэкономическогоцикла.Причиныэкономических
циклов.
Функционированиерынков.Рыночныйспрос.Законспроса.Эластичност
ьспроса.Рыночноепредложение.Законпредложения.Эластичность
предложения.
Рынки
труда,
капитала,
земли,
информации.Государственноерегулированиерынков.Конкуренцияимонопо
лия.Государственнаяполитиказащитыконкуренции.Антимонопольноерегул
ирование в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата
истимулированиетруда.Занятостьибезработица.Причиныивидыбезработиц
ы.
Государственная
политика
Российской
Федерации
в
областизанятости.Особенноститрудамолодежи.Деятельностьпрофсоюзов.

Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода
исоциальнаяответственность.Экономическаядеятельностьипроблемыустой
чивогоразвитияобщества.Особенностипрофессиональнойдеятельностивэко
номическойи финансовойсферах.
Предприятиевэкономике.Целипредприятия.Факторыпроизводства.Ал
ьтернативнаястоимость,способыиисточникифинансированияпредприятий.
Издержки,ихвиды.Выручка,прибыль.Поддержкамалогоисреднегопредприн
имательствавРоссийскойФедерации.
Государственная
политика
импортозамещения в РоссийскойФедерации.
Финансовыйрынок.Финансовыеинституты.Банки.Банковскаясистема.
Центральный
банкРоссийскойФедерации:задачи
ифункции.Цифровыефинансовыеуслуги.Финансовыетехнологииифинансо
ваябезопасность. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка
России.Инфляция: причины,виды,последствия.
Экономикаигосударство.Экономическиефункциигосударства.Общест
венныеблага.Внешниеэффекты.Государственныйбюджет.Дефицитипрофи
цитгосударственногобюджета.Принципсбалансированностигосударственн
огобюджета.Государственныйдолг.НалоговаясистемаРоссийскойФедераци
и.Функцииналогов.Системаналогов и сборов в Российской Федерации.
Налоговые
льготы
и
вычеты.Фискальнаяполитикагосударства.ЦифровизацияэкономикивРосси
йскойФедерации.
Международнаяэкономика.Международноеразделениетруда.Экспорт
иимпорттоваровиуслуг.Выгодыиубыткиотучастиявмеждународнойторговл
е.Государственноерегулированиевнешнейторговли.
11 КЛАСС
Социальнаясфера
Социальные
общности,
группы,
их
типы.
Социальная
стратификация,ее критерии. Социальное неравенство. Социальная
структура
российскогообщества.Государственнаяподдержкасоциальнонезащищенны
хслоевобществавРоссийской Федерации.

Положениеиндивидавобществе.Социальныестатусыироли.Социальна
я мобильность, ее формы и каналы в современном российскомобществе.
Семьяибрак.Функцииитипысемьи.Семьякакважнейшийсоциальныйин
ститут.Тенденцииразвитиясемьивсовременноммире.Мерысоциальнойподд
ержкисемьив
РоссийскойФедерации.Помощьгосударствамногодетнымсемьям.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические
общности.Нацииимежнациональныеотношения.Этносоциальныеконфликт
ы,способыихпредотвращенияипутиразрешения.Конституционныепринцип
ынациональнойполитики вРоссийскойФедерации.
Социальныенормыиотклоняющееся(девиантное)поведение.Формысо
циальныхдевиаций.Конформизм.Социальныйконтрольисамоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их
причины.Способыразрешениясоциальныхконфликтов.Особенностипрофес
сиональнойдеятельностисоциолога,социальногопсихолога.
Политическаясфера
Политическаявластьисубъектыполитикивсовременномобществе.
Политическиеинституты.Политическаядеятельность.
Политическаясистемаобщества,ееструктураифункции.Политическаяс
истемаРоссийскойФедерациинасовременномэтапе.Государствокакосновно
йинститутполитическойсистемы.Государственный суверенитет. Функции
государства.
Форма
государства:формаправления,формагосударст­венного(территориального)
устройства,политическийрежим.Типологияформгосударства.
ФедеративноеустройствоРоссийскойФедерации.Субъектыгосударстве
ннойвластивРоссийскойФедерации.Государственноеуправление
в
Российской
Федерации.
Государственная
служба
и
статусгосударственного
служащего.
Опасность
коррупции,
антикоррупционнаяполитикагосударства,механизмыпротиводействиякорр
упции.ОбеспечениенациональнойбезопасностивРоссийскойФедерации.Гос
ударственнаяполитикаРоссийскойФедерациипопротиводействиюэкстреми
зму.
Политическаякультураобществаиличности.Политическоеповедение.П
олитическоеучастие.Причиныабсентеизма.Политическая

идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические
течениясовременности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики.
Формыучастиягражданвполитике.Политическиепартиикаксубъектыполити
ки,ихфункции,виды.Типы партийных систем.
Избирательная
система.
Типы
избирательных
систем:
мажоритарная,пропорциональная,смешанная.ИзбирательнаясистемавРосс
ийскойФедерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология
лидерства.Рольсредствмассовойинформациивполитическойжизниобщ
ества.
Интернетвсовременнойполитическойкоммуникации.
Правовое
регулирование
общественных
отношений
в
РоссийскойФедерации
Право в системе социальных норм. Источники права.
Нормативныеправовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс
в РоссийскойФедерации. Система российского права. Правоотношения, их
субъекты.Особенности
правового
статуса
несовершеннолетних.
Правонарушение
июридическаяответственность.ФункцииправоохранительныхоргановРосси
йскойФедерации.
КонституцияРоссийскойФедерации.ОсновыконституционногострояР
оссийскойФедерации.ГражданствоРоссийскойФедерации.Личные(граждан
ские),политические,социальноэкономическиеикультурныеправаисвободычеловекаигражданинаРоссийск
ойФедерации.КонституционныеобязанностигражданинаРоссийскойФедера
ции.Международнаязащитаправчеловекавусловияхмирногоивоенноговрем
ени.
Гражданскоеправо.Гражданскиеправоотношения.Субъектыгражданск
ого
права.
Организационно-правовые
формы
юридических
лиц.Гражданскаядееспособностьнесовершеннолетних.
Семейноеправо.Порядокиусловиязаключенияирасторжениябрака.
Правовое
регулирование
отношений
супругов.
Права
и
обязанностиродителейи детей.
Трудовоеправо.Трудовыеправоотношения.Порядокприеманаработу,за
ключенияирасторжениятрудовогодоговора.Праваиобязанностиработников
иработодателей.Дисциплинарная

ответственность.Защитатрудовыхправработников.Особенноститрудовыхп
равоотношенийнесовершеннолетнихработников.
ЗаконодательствоРоссийскойФедерациионалогахисборах.Участникио
тношений,регулируемыхзаконодательствомоналогахисборах.Праваиобяза
нностиналогоплательщиков.Ответственностьзаналоговыеправонарушения.
Федеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийской Федерации». Порядок
приема
на
обучение
в
образовательныеорганизациисреднегопрофессиональногоивысшегообразо
вания.Порядококазания платныхобразовательныхуслуг.
Административноеправоиегосубъекты.Административноеправонару
шениеи административнаяответственность.
Экологическоезаконодательство.Экологическиеправонарушения.
Способызащитыправанаблагоприятнуюокружающуюсреду.
Уголовноеправо.
Основныепринципыуголовногоправа.
Понятиепреступления и виды преступлений. Уголовная ответственность,
ее
цели,видынаказанийвуголовномправе.Особенностиуголовнойответственно
стинесовершеннолетних.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные
принципыгражданского процесса.Участники гражданскогопроцесса.
Административныйпроцесс.Судебноепроизводствоподеламобадмини
стративныхправонарушениях.
Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты
уголовногопроцесса.
Конституционное
судопроизводство.
Арбитражноесудопроизводство.
Юридическое
образование,
юристы
как
социальнопрофессиональнаягруппа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ10 КЛАСС
Количествочасов
№п/п

Наименованиеразделовитемпрограммы

Всего

Контрольные
работы

Электронные
(цифровые)образователь
ныересурсы

Раздел1.Человеквобществе
1.1

Обществои общественныеотношения

3

0

1.2

Информационноеобществоимассовыек
оммуникации

2

0

1.3

Развитие общества. Глобализация и
еепротиворечия

3

0

1.4

Становлениеличностивпроцессесоциализации

3

0

1.5

Деятельностьчеловека

2

0

1.6

Познавательнаядеятельностьчеловека.Научноеп
ознание

3

0

1.7

Повторительно-обобщающийурокпоразделу
«Человеквобществе»

2

1

Итогопоразделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

18

Раздел2. Духовнаякультура
2.1

Культураиееформы

3

0

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

2.2

Категорииипринципыморали
вжизничеловекаиразвитииобщества

3

0

2.3

Наукаиобразование

4

0

2.4

Религия

2

0

2.5

Искусство

2

0

2.6

Повторительно-обобщающийурокпоразделу
«Духовнаякультура»

2

1

Итогопоразделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

16

Раздел3.Экономическаяжизньобщества
3.1

Экономика—основажизнедеятельностиобщества

6

1

3.2

Рыночныеотношениявэкономике

6

0

3.3

Экономическаядеятельность

2

0

3.4

Экономикапредприятия

4

0

3.5

Финансовыйрынокифинансовыеинституты

3

0

3.6

Экономикаигосударство

3

0

3.7

Мироваяэкономика

2

0

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

3.8

Повторительно-обобщающийурокпоразделу
«Экономическаяжизньобщества»

2

1

Итогопоразделу

28

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

6

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

68

5

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c418

11 КЛАСС
Количествочасов
№п/п

Наименованиеразделовитемпрограммы

Всего

Контрольные
работы

Электронные(цифровые)
образовательныересурсы

Раздел1.Социальнаясфера
1.1

Социальнаяструктураобщества

2

0

1.2

Социальноеположениеличностивобществеипутиего
изменения

2

0

1.3

Семьяисемейныеценности

2

0

1.4

Этническиеобщностиинации

2

0

1.5

Социальныенормыисоциальныйконтроль

2

0

1.6

Социальныйконфликт

2

0

1.7

Повторительно-обобщающийурокпоразделу
«Социальнаясфера»

2

1

Итогопоразделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

14

Раздел2. Политическаясфера
2.1

Политическаявластьиполитическиеотношения

2

0

2.2

Политическаясистема.Государство—основной

3

0

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

институтполитическойсистемы
2.3

ГосударствоРоссийскаяФедерация.
Государственное управление в
РоссийскойФедерации

4

0

2.4

Политическаякультураобществаил
ичности.Политическаяидеология

2

0

2.5

Политическийпроцессиегоучастники

3

0

2.6

Избирательнаясистема

2

0

2.7

Политическиеэлитыиполитическоелидерство

2

0

2.8

Повторительно-обобщающийурокпоразделу
«Политическаясфера»

2

1

Итогопоразделу

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

20

Раздел3.ПравовоерегулированиеобщественныхотношенийвРоссийскойФедерации
3.1

Система права. Правовые
отношения.Правонарушения

4

0

3.2

Конституционныеправа,свободыиобязанностиче
ловекаигражданинавРоссийскойФедерации

4

0

3.3

Правовое регулирование гражданских,
семейных,трудовыхправоотношений

6

0

3.4

Правовое регулирование
налоговых,образовательных,административных,
уголовныхправовых отношений, экологическое
законодательство

8

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

3.5

Основные принципы
конституционного,арбитражного, гражданского,
административного,уголовногопроцессов

4

0

3.6

Повторительно-обобщающийурокпоразделу
«Правовоерегулированиеобщественныхотношенийв
Российской Федерации»

2

1

Итогопоразделу

28

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

6

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

68

5

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62

ПОУРОЧНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ10 КЛАСС
№п/п

Темаурока

Количествочасов
Всего

1

Обществокаксистема

1

2

Обществои общественныеотношения

1

3

Социальныеинститутывобществе

1

4

Информационноеобществоиегоособенности

1

5

Рольмассовыхкоммуникацийвсовременномобществе

1

6

Многообразиеобщественногоразвития

1

7

Общественныйпрогрессиегопоследствия

1

8

Глобализацияиеепротиворечия

1

9

Личностьвсовременномобществе

1

10

Становлениеличностивпроцессесоциализации

1

11

Общественноеииндивидуальноесознание.Самосознаниеисоциальноеповедение

1

12

Деятельностьчеловека

1

13

Свободаинеобходимостьвдеятельностичеловека

1

14

Познавательнаядеятельностьчеловека

1

15

Истинаиеекритерии

1

16

Научноепознание

1

17

Повторительно-обобщающий урокпотеме"Человеквобществе"

1

18

Повторительно-обобщающийурокпотеме"Человеквобществе"

1

19

Духовнаядеятельностьчеловека

1

20

Культураиееформы

1

21

Вкладроссийскойкультурывформированиеценностейсовременногообщества

1

22

Моралькакобщечеловеческаяценностьисоциальныйрегулятор

1

23

Категорииморали

1

24

Гражданственностьипатриотизм

1

25

Наукаиеефункции

1

26

Рольнаукивсовременномобществе

1

27

Образованиевсовременномобществе

1

28

ОсновныенаправленияразвитияобразованиявРоссийскойФедерации

1

29

Религияиеерольвжизни человекаиобщества

1

30

Мировыеинациональныерелигии

1

31

Искусство

1

32

Особенностипрофессиональнойдеятельностивсференауки,образованияиискусства

1

33

Повторительно-обобщающийурокпотеме"Духовная культура"

1

34

Повторительно-обобщающийурокпотеме"Духовнаякультура"

1

35

Экономика-основажизнедеятельностиобщества

1

36

Макроэкономическиепоказателиикачествожизни

1

37

Экономикакакнаука

1

38

Экономическиесистемы

1

39

Экономическийрост

1

40

Экономическийцикл

1

41

Рыночныеотношениявэкономике

1

42

Рыночныемеханизмы

1

43

Рынки

1

44

Государственноерегулированиерынков

1

45

Особенностирыночныхотношенийвсовременнойэкономике

1

46

Рыноктруда

1

47

Экономическаядеятельность

1

48

Рациональноеэкономическоеповедение

1

49

Экономикапредприятия

1

50

Факторыпроизводства

1

51

Эффективностьпредприятия

1

52

Предпринимательскаядеятельность

1

53

Финансовыйрынокифинансовыеинституты

1

54

Банковскаясистема

1

55

Инфляция

1

56

Экономикаигосударство

1

57

Бюджетнаяполитика

1

58

Государственноерегулированиеэкономики.НалогииналоговаясистемаРоссийскойФедерац
ии

1

59

Мироваяэкономика

1

60

Особенностимеждународнойторговли

1

61

Повторительно-обобщающийурокпотеме"Экономическаяжизньобщества"

1

62

Повторительно-обобщающийурокпотеме"Экономическаяжизньобщества"

1

63

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

1

64

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

1

65

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

1

66

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

1

67

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

1

68

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

68

11 КЛАСС
№п/п

Темаурока

Количествочасов
Всего

1

Социальнаяструктураобщества

1

2

Социальнаястратификацияроссийскогообщества

1

3

Социальноеположениеличностивобществеипутиегоизменения

1

4

Социальнаямобильностьиеевиды

1

5

Семьякаксоциальныйинститут

1

6

Семьяисемейныеценности

1

7

Этническиеобщностиинации

1

8

НациональнаяполитикавРоссийскойФедерации

1

9

Социальныенормыиотклоняющеесяповедение

1

10

Социальныйконтроль

1

11

Социальныйконфликт

1

12

Особенностипрофессиональнойдеятельностисоциологаисоциальногопсихолога

1

13

Повторительно-обобщающийурокпотеме"Социальнаясфера"

1

14

Повторительно-обобщающийурокпотеме"Социальнаясфера"

1

15

Политическаявластьиполитическиеотношения

1

16

Политическиеинституты

1

17

Политическаясистема

1

18

Государство-основнойинститутполитическойсистемы

1

19

Формыгосударства

1

20

ОсновыконституционногострояРоссийскойФедерации

1

21

ГосударствоРоссийскаяФедерация

1

22

ГосударственноеуправлениевРоссийскойФедерации

1

23

Национальнаябезопасность

1

24

Политическаякультураобществаиличности

1

25

Политическаяидеология

1

26

Политическийпроцесс

1

27

Участникиполитическогопроцесса

1

28

Политическиепартии

1

29

Типыизбирательныхсистем

1

30

ИзбирательнаясистемаРоссийскойФедерации

1

31

Политическаяэлита

1

32

Политическоелидерство

1

33

Повторительно-обобщающий урокпотеме"Политическаясфера"

1

34

Повторительно-обобщающийурокпотеме"Политическаясфера"

1

35

Системаправа

1

36

Правовыеотношения

1

37

Правонарушения

1

38

Правонарушениеиюридическаяответственность

1

39

КонституцияРоссийскойФедерации

1

40

КонституционныеправаисвободычеловекаигражданинаРоссийскойФедерации

1

41

КонституционныеобязанностигражданинаРоссийскойФедерации

1

42

Механизмызащитыправчеловека

1

43

Правовоерегулированиегражданских правоотношений

1

44

Организационно-правовыеформыюридическихлиц

1

45

Правовоерегулированиесемейныхправоотношений

1

46

Праваиобязанности родителейидетей

1

47

Правовоерегулированиетрудовыхправоотношений

1

48

Особенноститрудовыхправоотношенийсучастиемнесовершеннолетнихработников

1

49

Правовоерегулированиеналоговыхправоотношений

1

50

Праваиобязанностиналогоплательщиков.Ответственностьзаналоговыеправона
рушения

1

51

Правовоерегулированиеобразовательных правоотношений

1

52

СистемаобразованиявРоссийскойФедерации

1

53

Правовоерегулированиеадминистративныхправоотношений

1

54

Экологическоезаконодательство

1

55

Уголовноеправо

1

56

Особенностиуголовнойответственностинесовершеннолетних

1

57

Основныепринципыконституционного,арбитражногопроцессов

1

58

Основныепринципыгражданскогопроцесса

1

59

Основныепринципыадминистративногопроцесса

1

60

Основныепринципыуголовногопроцесса

1

61

62

63
64

Повторительнообобщающийурокпотеме"ПравовоерегулированиеобщественныхотношенийвРоссийской
Федерации"
Повторительнообобщающийурокпотеме"ПравовоерегулированиеобщественныхотношенийвРоссийской
Федерации"
Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности
Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

1

1

1
1

65

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

1

66

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

1

67

Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательскойдеятельности

1

Повторительнообобщающийурокпотеме"Правовоерегулированиеобщественныхотношенийв Российской
Федерации"
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

68

1
68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРО
ЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯУЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИИНТЕРНЕТ


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».