- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 - Примерная программа воспитания (утверждена 23 июня 2022 г. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; - План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р; 1.5. Общее руководство деятельность ШВР осуществляет руководитель общеобразовательной организации, который может рассматривать разные модели создания ШВР с учетом региональных особенностей, особенностей образовательной организации. 1.6. Члены ШВР назначаются приказом руководителя общеобразовательной организации. Количественный состав ШВР определяет руководитель общеобразовательной организации. 1.7. В соответствии с решением руководителя общеобразовательной организации в состав ШВР могут входить: заместитель руководителя по воспитательной работе, советник руководителя по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями, социальный педагог, педагог-психолог, руководитель школьного методического объединения классных руководителей, руководитель спортивного клуба, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагог-организатор (вожатый), инспектор ПДН, медработник, представители родительской общественности, члены ученического самоуправления, а также внешние социальные партнеры и иные заинтересованные представители (например, казачества, священнослужители и т.д.). 2. Цель и основные задачи: 2.1. Цель: создание системы воспитания для реализация основных воспитательных приоритетов, в том числе внедрение основных направлений региональной политики в части становления правосознания детей и подростков, а также их гражданского становления. 2.2. Задачи: - планирование и организация воспитательной работы в общеобразовательной организации; - создание условий для воспитания у обучающихся активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных и духовнонравственных ценностях российского общества, а также для осуществления личностного развития обучающихся; - реализация воспитательных возможностей общешкольных ключевых дел, поддержка традиций их коллективного планирования, организация, проведения и анализа в школьном сообществе; - вовлечение учащихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, дополнительным общеразвивающим программам, реализация их воспитательные возможности; - поддержка ученического самоуправления как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; - поддержка деятельности детских общественных объединений и организаций; - организация профориентационной работы с учащимися; - организация работы школьных медиа, реализация их воспитательного потенциала; - развитие предметно-эстетической среды школы и реализация ее воспитательных возможностей; - организация работы с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленная на совместное решение проблем личностного развития детей; - формирование социального паспорта образовательной организации. Также совместно с Советом по профилактике общеобразовательной организации ШВР осуществляет: - организацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений; - выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении; - вовлечение обучающихся, в том числе и находящихся в социально опасном положении, в работу кружков и спортивных секций, досуговую деятельность во внеурочное и каникулярное время; - взаимодействие с социокультурными центрами в муниципальных образованиях, детскими и молодежными организациями; - развитие системы медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с обучающимися; - проведение мониторинга воспитательной, в том числе и профилактической работы; - организацию работы по защите обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию 3. Обязанности специалистов штаба 3.1. Руководитель общеобразовательной организации осуществляет общее руководство штаба воспитательной работы. 3.2. Заместитель руководителя по воспитательной работе осуществляет: - планирование, организацию и контроль за организацией воспитательной работы, в том числе профилактической; - организацию, контроль, анализ и оценку результативности работы ШВР; - организацию взаимодействия специалистов ШВР со службами системы профилактики (комиссией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, здравоохранения, молодежной политики, внутренних дел, центрами занятости населения, администрациями муниципальных образований и т.д.); - организацию деятельности службы школьной медиации в образовательной организации. 3.2. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: - осуществляет координацию деятельности различных детско-взрослых общественных объединений и организаций (ЮИД, ДЮП, Юнармия, Волонтеры-медики, РДДМ и др.) по вопросам воспитания обучающихся в субъекте Российской Федерации; - организует подготовку и реализацию дней единых действий в рамках Всероссийского календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации; - информирует и вовлекает школьников для участия в днях единых действий Всероссийского календаря образовательных событий, а также всероссийских конкурсов, проектов и мероприятий различных детсковзрослых общественных объединений и организаций; - оказывает содействие в создании и деятельности первичного отделения РДДМ, формирует актив школы; - выявляет и поддерживает реализацию социальных инициатив обучающихся школы, осуществляет педагогическое сопровождение детских социальных проектов; - ведет/создает сообщества своей образовательной организации в социальных сетях; - организует и контролирует работу школьного медиа-центра и взаимодействие со СМИ; - осуществляет взаимодействие с различными общественными организациями по предупреждению негативного и противоправного поведения обучающихся; - организует информирование обучающихся о действующих детских общественных организациях, объединениях; - обеспечивает взаимодействие органов школьного самоуправления, педагогического коллектива и детских общественных организаций; - участвует в работе педагогических, методических советов, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения; - осуществляет взаимодействие с родителями в части привлечения обучающихся к деятельности детских организаций. Во взаимодействии с заместителем директора по воспитательной работе: - участвует в разработке и реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в образовательной организации, в том числе с учетом содержания деятельности детских общественных объединений, получивших наибольшее распространение в общеобразовательной организации; - организует участие педагогов и родителей (законных представителей) и обучающихся в проектировании рабочих программ воспитания; - применяет педагогические методы работы с детским коллективом с целью включения обучающихся в создание программ воспитания; - вовлекает обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания; - анализирует результаты реализации рабочих программ воспитания; - применяет технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации и социально-педагогической поддержки; - принимает участие в организации отдыха и занятости обучающихся в каникулярный период. 3.3. Социальный педагог осуществляет: - контроль за организацией профилактической деятельности классных руководителей; - профилактику социальных рисков, выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, требующих особого педагогического внимания; - разработку мер по профилактике социальных девиаций среди обучающихся; - индивидуальную работу с обучающимися, находящимися на профилактических учетах различного вида (в т.ч. вовлечение обучающихся в досуговую деятельность во внеурочное и каникулярное время); - взаимодействие с центрами занятости населения по трудоустройству детей, находящихся в социально опасном положении; - реализацию восстановительных технологий в рамках деятельности службы школьной медиации в образовательной организации; - составление социального паспорта образовательной организации и на основе его анализа формирование прогнозов тенденций изменения ситуации в образовательной организации с целью внесения предложений по корректировке плана воспитательной работы образовательного учреждения.; - правовое просвещение участников образовательного процесса; - индивидуальную работу с родителями (законными представителями несовершеннолетних) обучающихся, состоящих на разных видах учетах; - участвует в реализации воспитательных и профилактических мероприятий исходя из плана воспитательной работы, с учетом решений, принятых на заседании ШВР. 3.4. Педагог-психолог осуществляет: работу с обучающимися, родителями (законными представителями несовершеннолетних), педагогическим коллективом, оказание им психологической поддержки, в том числе помощи в разрешении межличностных конфликтов с применением восстановительных технологий и медиации; - выявление причин возникновения проблемных ситуаций между обучающимися, а также оказание психологической помощи обучающимся, которые в этом нуждаются; - оказание методической помощи специалистам ШВР в работе с детьми, требующими особого педагогического внимания; -оказание квалифицированной помощи ребёнку в саморазвитии, самооценке, самоутверждении, самореализации; - консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам развития, социализации и адаптации обучающихся; - работа по профилактике девиантного поведения обучающихся, в том числе суицидального поведения, формирование жизнестойкости, навыков эффективного социального взаимодействия, позитивного общения, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; - реализацию восстановительных технологий в рамках деятельности службы школьной медиации в образовательной организации. 3.5. Руководитель школьного методического объединения классных руководителей осуществляет: - координацию деятельности классных руководителей по организации воспитательной (в т.ч. профилактической) работы, досуга, занятости детей в каникулярное и внеурочное время. 3.6. Руководитель спортивного клуба осуществляет: - пропаганду здорового образа жизни; - привлечение обучающихся, в том числе состоящих на различных видах учета или требующих особого педагогического внимания, к занятиям спортом; - организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий с детьми. 3.7. Педагог-библиотекарь осуществляет: - участие в просветительской работе с обучающимися, родителями (законными представителями несовершеннолетних), педагогами. - оказание воспитательного воздействия через подбор литературы с учетом индивидуальных особенностей и проблем личностного развития обучающихся; - популяризацию художественных произведений, содействующих моральнонравственному развитию, повышению уровня самосознания обучающихся; - организацию дискуссий, литературных гостиных и других мероприятий в целях более углубленного понимания обучающимися художественных произведений, обсуждения морально-нравственных дилемм в среде сверстников, развития культуры общения. 3.8. Педагог-организатор осуществляет: - организацию работы органов ученического самоуправления; - формирование у обучающихся активной жизненной позиции, вовлечение их в социально значимые мероприятия; - вовлечение обучающихся в работу детских и молодёжных общественных организаций и объединений. 4. Организация деятельности ШВР: 4.1. Заседания ШВР проводятся по мере необходимости, но не менее 2 раз в квартал (не менее 8 плановых заседаний в год). 4.3. На заседаниях ШВР происходит планирование и оценка деятельности специалистов ШВР, члены ШВР представляют предложения по организации воспитательной работы, отчеты о проделанной работе, мониторинг результатов и т.д. 4.4. Отчет о деятельности ШВР формируется по окончанию учебного года. 5. Члены ШВР имеют право: 5.1. Принимать участие в заседаниях педсоветов, советов профилактики и в работе других рабочих групп. 5.2. Посещать внеклассные, внешкольные мероприятия. 5.3. Знакомиться с необходимой для работы документацией. 5.4. Выступать с обобщением опыта воспитательной работы. 5.5. Обращаться, в случае необходимости, через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие органы по вопросам, связанным с оказанием помощи обучающимся. 6. Члены ШВР несут ответственность за: 6.1. выполнение плана работы штаба; 6.2. соблюдение в своей деятельности законодательства Российской Федерации в области образования, прав и интересов несовершеннолетних; 6.3. компетентность принимаемых решений. 7. Основные направления работы: 7.1. Создание единой системы воспитательной работы образовательной организации. 7.2. Определение приоритетов воспитательной работы. 7.3. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий, тематических выставок, внеклассной и внешкольной работы, спортивных соревнований, конкурсов. 7.4. Развитие системы дополнительного образования в школе. 7.5. Организация трудовой занятости, оздоровления и досуга в каникулярное время. 7.6. Проведение лекций, бесед, круглых столов, дискуссий, в том числе с привлечением специалистов служб системы профилактики. 7.7. Оформление информационных стендов, размещение информации о деятельности ШВР на официальном сайте образовательной организации, социальных сетях. 7.8. Систематическое информирование педагогического коллектива, родительской общественности о ходе и результатах воспитательной работы в образовательной организации. 8. Документы и отчетность ШВР - годовой план работы, утвержденный директором школы; - протоколы заседаний штаба; - не реже 1 раза в месяц осуществляется промежуточный анализ работы штаба; - по окончании учебного года формируется итоговой отчет по вопросам воспитательной работы в соответствии с реализацией рабочей программы воспитания.