Положение о формах получения образования

1

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № ___ от «___» ____ 2016г.

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МАОУ СОШ № 10
____________ О.А. Просвирякова
Приказ № ___ от «___» ____ 2016г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о формах получения образования
в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о формах получения образования в муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная
школа № 10» (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ст.17, ч.3 ст.44), Уставом школы.
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность школы по организации
образовательного процесса в различных формах получения общего образования
гражданами, проживающими как на территории района школы, так и за его
пределами.
1.3. С учетом потребностей и возможностей развития личности учащиеся имеют
возможность освоения образовательных программ в различных формах: очной,
очно-заочной, заочной, семейного образования и самообразования. Данные формы
предоставляются на всех уровнях общего образования в целях создания вариативной
образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и
развития учащихся в соответствии с их интересами и способностями.
1.4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной
общеобразовательной
программе
определяются
родителями
(законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы
получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
1.5. Допускается сочетание различных форм получения образования, а также
организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану.
Согласно ст. 17 п. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», обучение в форме семейного образования и самообразования
осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации.
1.6. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной
общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный
образовательный стандарт.
1.7. Школа создает условия для реализации гражданами гарантированного государством
права на получение общего образования.
1.8. Школа несѐт ответственность перед учащимися, их родителями (законными
представителями),
органами
управления
образованием
за
реализацию
конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм
обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским
рекомендациям,
качество
образования,
отвечающее
федеральному
государственному образовательному стандарту.
2

2. Общие требования к организации образовательного процесса
2.1. Обучение в различных формах получения общего образования организуется в
соответствии с основными общеобразовательными программами начального
общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающими
реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом
образовательных потребностей и запросов обучающихся.
2.2. Основные общеобразовательные программы включают в себя учебный план,
рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие
материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество
подготовки обучающихся.
2.3. При освоении общеобразовательных программ в формах, предусмотренных
настоящим Положением, совершеннолетний гражданин или родители (законные
представители) несовершеннолетнего учащегося должны быть ознакомлены с
настоящим Положением, Уставом школы, учебным планом, программами учебных
предметов, критериями стандартного уровня их освоения, примерным перечнем
базовых тем, нормами оценки знаний, умений и навыков учащегося по каждому
предмету,
иными
документами,
регламентирующими
организацию
образовательного процесса в избранной форме, а также с нормативными
документами, регламентирующими проведение государственной (итоговой)
аттестации, в том числе в форме ЕГЭ и ОГЭ.
2.4. Учащиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной, очно-заочной,
заочной формах, в форме семейного образования или самообразования, по
индивидуальному учебному плану, зачисляются в контингент учащихся
образовательного учреждения. В приказе школы и личном деле учащегося
отражается форма освоения общеобразовательных программ в соответствии с
заявлением
совершеннолетнего
гражданина
или
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетнего учащегося. Все данные об учащемся
вносятся в журнал того класса, в котором он будет числиться, или оформляется
журнал индивидуальных занятий.
2.5. Обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы в форме
семейного образования и самообразования, в контингент обучающихся не
зачисляются.
2.6. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся должна
быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием
образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
2.7. Общеобразовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет освоения
обучающимися основных общеобразовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, а также хранение в архивах
данных об их результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке,
утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
2.8. Освоение основных общеобразовательных программ основного общего и среднего
общего образования в общеобразовательном учреждении завершается обязательной
государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.
2.9. Государственная итоговая аттестация учащихся по различным формам получения
образования проводится в полном соответствии с Положением о государственной
итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, утверждѐнным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования.
3

2.10. Образовательное учреждение выдает выпускникам, прошедшим государственную
(итоговую) аттестацию документ государственного образца о соответствующем
уровне образования независимо от формы получения образования.
3. Реализация общеобразовательных программ
3.1. Общеобразовательные программы реализуются в общеобразовательном учреждении.
3.2. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного
года, переводятся в следующий класс.
3.3. Обучающиеся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по
одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
образовательной программы, переводятся в следующий класс условно.
3.4. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий
класс условно.
3.5. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение
года. Школа, родители (законные представители) несовершеннолетнего
обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в
форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для
ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за
своевременностью ее ликвидации.
3.6. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) не более двух раз в течение года. В случае болезни
обучающегося, сроки ликвидации академической задолженности пересматриваются
с учетом времени болезни.
3.7. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной
организацией создается комиссия.
3.8. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента
ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаются
на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным
образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии переводятся на обучение по индивидуальному учебному
плану.
3.9. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности,
продолжают получать образование в образовательной организации.
3.10. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению
педагогического совета общеобразовательного учреждения.
4. Организация получения общего образования по очной форме обучения
4.1. Получение общего образования по очной форме обучения предполагает
обязательное посещение обучающимися учебных занятий по предметам учебного
плана, организуемых образовательным учреждением.
4.2. Обучающимся, осваивающим образовательные программы общего образования по
очной форме обучения, предоставляются на время обучения бесплатно учебники и
другая литература, имеющаяся в библиотеке общеобразовательного учреждения.
4.3. Основной формой организации образовательного процесса по очной форме
обучения является урок.
4

4.4. Организация
образовательного
процесса
по
очной
форме
обучения
регламентируется расписанием занятий, которое утверждается директором школы.
4.5. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы общего образования по
очной форме обучения, проходят промежуточную аттестацию по всем предметам
учебного плана. Система оценок при промежуточной аттестации, формы, порядок и
периодичность ее проведения определяются общеобразовательным учреждением
самостоятельно и отражаются в Положении о проведении промежуточной
аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.
4.6. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые
проводятся в образовательной организации, и не предусмотрены учебным планом, в
порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение
обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их
родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному
образовательной программой, запрещается.
5. Организация очно-заочной, заочной формы получения общего образования
5.1. Очно-заочная, заочная форма обучения организуется в соответствии со ст. 17 п.2
федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» с потребностями и возможностями учащихся по заявлению
совершеннолетнего гражданина и согласованию с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних учащихся при наличии необходимых
условий в школе.
5.2. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования в
образовательном учреждении в очной форме и не имеющих возможности по
уважительным причинам посещать учебные занятия, организуемые в очной форме,
на период их отсутствия организуется заочная форма обучения:
 находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях;
 выезжающих в период учебных занятий на международные олимпиады
школьников, на областные, российские или международные спортивные
соревнования, конкурсы, смотры, фестивали и т.п.
5.3. Заочная форма обучения организуется в соответствии с потребностями и
возможностями обучающихся в дневном образовательном учреждении – по
заявлению
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся.
5.4. Основной формой организации учебной работы по заочной форме обучения
являются самостоятельная работа обучающихся, групповые или индивидуальные
консультации, зачеты (экзамены).
5.5. Обучение по очно-заочной, заочной форме осуществляется при обязательном
выполнении федеральных государственных образовательных стандартов по всем
предметам учебного плана.
5.6. Количество учащихся по очно-заочной, заочной форме в группе должно быть не
менее 9 человек. Группа учащихся по данным формам обучения может быть
укомплектована из учащихся различных классов одной параллели.
5.7. При освоении общеобразовательных программ в очно-заочной, заочной форме
школа предоставляет учащемуся:
 адресные данные учреждения: номера телефонов, адрес официального сайта, адрес
электронной почты, скайпа);
 учебный план;
 план учебной работы на четверть (полугодие) или учебный год по каждому
предмету учебного плана;
 учебники, учебные пособия;
5

 перечень практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке;
 контрольные работы с образцами их выполнения;
 перечень тем для проведения зачетов;
 расписание консультаций, зачетов (экзаменов).
5.8. Образовательный процесс по очно-заочной или заочной форме обучения может быть
организован в течение всего учебного года или в виде экзаменационных сессий из
расчѐта 504 часов в учебном году.
5.9. При организации образовательного процесса для заочной группы в течение всего
учебного года указанные учебные часы равномерно распределяются на 2 -3 учебных
дня в неделю с учѐтом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов,
утверждѐнных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательном учреждении».
5.10. При сессионном режиме организации обучения для заочной группы объѐм учебных
часов, предусмотренных на учебный год, не изменяется. Количество
экзаменационных сессий, их продолжительность, сроки проведения определяются
школой.
5.11. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации учащихся по очнозаочной, заочной форме определяются школой самостоятельно.
5.12. Текущий контроль освоения обучающимися общеобразовательных программ по
предметам учебного плана может осуществляться в форме зачетов (устных,
письменных, комбинированных) по узловым темам учебного курса. Зачету
обязательно должно предшествовать проведение консультации. Результат зачета
оформляется соответствующим протоколом; полученная отметка заносится в
журнал.
5.13. Годовые отметки учащемуся выставляются с учѐтом результатов экзаменов и
выполненных работ по предмету. Результаты аттестации фиксируются в классном и
электронном журнале учебных занятий, дневнике учащегося в соответствии с
графиком проведения промежуточной аттестации.
5.14. Обучающиеся, осваивающие в заочной форме общеобразовательные программы по
отдельным предметам учебного плана и не прошедшие промежуточную аттестацию
или получившие на промежуточной аттестации неудовлетворительный результат,
продолжают в дальнейшем осваивать общеобразовательные программы по этим
предметам в очной форме.
5.15. К сдаче экзаменов допускаются учащиеся, успешно выполнившие предусмотренные
практические, лабораторные, зачѐтные и контрольные работы.
5.16. Между экзаменационными сессиями могут быть организованы консультации
учителей-предметников.
График
проведения
консультаций
утверждается
директором школы и размещается на информационном стенде и сайте школы.
Количество консультаций определяется возможностями образовательного
учреждения.
5.17. Для групп учащихся, количеством менее 9 человек, организуется обучение из
расчѐта 1 академического часа в неделю на каждого учащегося. Суммарное
количество учебных часов равномерно распределяется на проведение
промежуточной аттестации, практических, лабораторных, консультативных занятий.
Право распределения часов предоставляется школе.
5.18. Для организации очно-заочной, заочной формы обучения необходимо ведение
следующей документации:
 журналы учебных, консультативных и факультативных занятий;
 учебные планы;
 календарный учебный график;
6

 расписание занятий;
 расписание и протоколы экзаменов.
5.19. Документация по очно-заочной, заочной форме обучения хранится в школе в
течение срока, определенного номенклатурой дел.
6. Организация получения общего образования в форме семейного образования
6.1. Семейное образование – форма освоения ребенком общеобразовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования в семье.
6.2. Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего
прохождения в соответствии с ч.3 статьи 34 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
6.3. Для осуществления семейного образования родители (законные представители)
могут:
 пригласить преподавателя самостоятельно;
 обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;
 обучать самостоятельно.
6.4. Родители (законные представители) несут ответственность за выполнение
общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами.
6.5. Перейти на семейную форму получения образования обучающиеся могут на любой
ступени общего образования. Перевод оформляется приказом директора школы по
заявлению родителей (законных представителей).
6.6. Обучающиеся, получающие общее образование в семье, вправе на любом этапе
обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить обучение в
образовательном учреждении.
6.7. Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего учащегося регулируются договором. В
договоре указывается образовательная программа, по которой учащийся будет
получать общее образование в семье, формы и сроки проведения промежуточной
аттестации по предметам учебного плана, сроки выполнения практических и
лабораторных работ. Школа в соответствии с договором предоставляет учащемуся
на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в
библиотеке; обеспечивает учащемуся методическую и консультационную помощь,
необходимую для освоения общеобразовательных программ.
6.8. Для выполнения лабораторных и практических работ, получения консультативной и
методической помощи, прохождения промежуточной аттестации учащийся
приглашается на учебные, практические и иные занятия, соответствующие срокам
выполнения лабораторных и практических работ, проведения промежуточной
аттестации по очной форме по расписанию.
6.9. Промежуточная аттестация учащегося по общеобразовательным программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования при обучении
в форме семейного образования осуществляется в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и графиком еѐ проведения.
Результаты аттестации фиксируются в классном и электронном журналах и
дневнике учащегося.
6.10. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающегося
определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно, оформляются
приказом директора школы и доводятся до сведения его родителей (законных
представителей) под роспись.
6.11. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося могут
присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации обучающегося при
7

6.12.
6.13.
6.14.



6.15.

наличии медицинских показаний или по рекомендации педагога-психолога и
должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения обучающимся
общеобразовательных программ.
Заявление о прохождении государственной (итоговой) подается не позднее чем за
три месяца до ее начала.
Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению
педагогического совета.
Школа вправе расторгнуть договор, если родители (законные представители)
несовершеннолетнего учащегося не обеспечили:
освоение
учащимся определѐнных договором общеобразовательных программ
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта в установленные сроки;
явку учащегося в образовательное учреждение в определѐнные договором сроки
для выполнения лабораторных и практических работ, прохождения
промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности,
продолжают получать образование в образовательной организации.

7. Организация получения общего образования в форме самообразования
7.1. Обучающиеся школы, осваивающие общеобразовательные программы начального
общего, основного общего, среднего общего образования в очной форме, имеют
право осваивать общеобразовательные программы по отдельным предметам в форме
самообразования и пройти по ним промежуточную аттестацию и государственную
(итоговую) аттестацию в этом же образовательном учреждении.
7.2. Перейти на форму самообразования обучающиеся могут на любой ступени общего
образования. Перевод оформляется приказом директора школы по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.
7.3. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме
самообразования, вправе на любом этапе продолжить обучение в
общеобразовательном учреждении. Данное решение оформляется приказом
директора школы на основании заявления совершеннолетнего гражданина или
заявления
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетнего
обучающегося.
7.4. Проведение
промежуточной
аттестации
обучающегося,
осваивающего
общеобразовательные программы в форме самообразования, осуществляется в
соответствии с федеральными государственными образовательными программами.
Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации определяются
образовательным учреждением самостоятельно, оформляются приказом директора
школы и доводятся до сведения родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося под роспись.
7.5. Обучающиеся, указанные в пункте 7.2 настоящего Положения, сочетающие очную
форму обучения и самообразования и не прошедшие промежуточную аттестацию по
предметам, изучаемым ими в форме самообразования, продолжают осваивать
общеобразовательные программы в очной форме обучения в установленном
порядке.
Организация обучения с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
8.1. Обучение с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий организуется (ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012г.

8.

8

№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации») для всех учащихся на
основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
учащегося в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании
дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.
Организация образовательного процесса на основе индивидуальных учебных
планов
9.1. Обучение по индивидуальным учебным планам вводится с целью создания условий
для увеличения возможностей выбора учащимися моделей своего дальнейшего
образования, обеспечения индивидуализации обучения и более полного
удовлетворения познавательных потребностей и интересов учащихся.
9.2. Для организации обучения по индивидуальным учебным планам необходимо
наличие следующих условий: кадровых, содержательных, материальных,
психологических (готовность к обучению по индивидуальным учебным планам).
9.3. На подготовительном этапе в содержательном аспекте образовательного процесса
выделяются уровни дифференциации, которые являются основой для разработки
индивидуального учебного плана. Количество учебных часов в индивидуальном
учебном плане не должно быть более 34 (при пятидневной учебной неделе) и менее
31 часа в неделю. Подготовительный этап завершается определением количества
учебных групп (в зависимости от выбора учащихся), необходимых потребностей в
кадрах, их расстановкой.
9.4. На организационном этапе составляется индивидуальное расписание, для чего в
учебных группах, безотносительно к дням недели, выстраивается комбинация
уроков, на которых задействовано наибольшее количество учащихся. Уроки, на
которых присутствуют все учащиеся, распределяются на 3-е, 4-е,5-е уроки; на
которых присутствуют не все учащиеся - на 1-е, 2-е, 6-е уроки.
9.5. На этапе внедрения индивидуального учебного плана, с целью осуществления
контроля и коррекции выполнения индивидуального учебного плана учащегося,
содержание каждого предмета разбивается на учебные модули, и их изучение
завершается зачѐтной или контрольной работой. Результаты зачѐтов и контрольных
работ фиксируются в дневниках учащихся.
9.6. На аналитическом этапе результаты работы по внедрению индивидуальных учебных
планов обсуждаются на заседаниях педагогического совета, координационнометодического совета, родительских собраниях, собраниях учащихся. С учѐтом
выводов проблемного анализа и результатов обсуждений проводится корректировка
процесса организации работы по индивидуальным учебным планам и планирование
работы на следующий учебный год.
9.

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».