Положение о библиотеке МАОУ СОШ № 10

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МАОУ СОШ №10
___________О.А.Просвирякова
от «____»____________ 2016 г.
Положение о библиотеке
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
1. Общие положения
1.1. Библиотека
является структурным подразделением общеобразовательного
учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательных отношений на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.2. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами
учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
1.3. Цели еѐ соотносятся с целями Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа№10» (далее МАОУ СОШ №10).
1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, Уставом МАОУ СОШ № 10, Положением о библиотеке
МАОУ СОШ №10, утвержденных приказом директора общеобразовательной
организации.
1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия
их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного
учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем
общеобразовательного учреждения.
1.7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество
информационного обслуживания.
1.8. Организация обслуживания участников образовательных отношений производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
Основными задачами библиотеки являются:
2.1.обеспечение
участникам
образовательных
отношений
—
обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся
(далее - пользователям) — доступа к профессиональным базам данных, информационным
справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам
общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд,
фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CDдиски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
2.2.воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;

2.3. формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации в соответствии с требованиями ФГОС;
2.4. совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
3.1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного
учреждения:
 комплектует учебный фонд в соответствии с утверждѐнным федеральным
перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию при
реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
 комплектует универсальный фонд художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других учреждений и организаций;
 аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении
(публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших
научных работ и рефератов обучающихся и др.);
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
3.2. создает информационную продукцию:
 осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного
учреждения;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
3.3. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
учащихся:
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию
навыков самообучения;
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
 содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в
организации образовательного процесса и досуга учащихся (просмотр
видеофильмов, CD-дисков); оказывает содействие при организации внеурочной
деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС

3.4. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
 содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
 создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы
общеобразовательного
учреждения,
осуществляет
накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
 организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических изданий;
 осуществляет текущее информирование (обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по
вопросам управления образовательным процессом;
 поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами;
3.5. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами
общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы
библиотеки.
4.2. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской
деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года запрещено распространение, производство,
хранение и использование литературы экстремисткой направленности в школьной
библиотеке.
4.3. Библиотекарь ежемесячно проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки
документов с Федеральным списком экстремистских материалов, ведѐт журнал сверок
фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов.
4.4. В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 №436 «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от
29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» библиотекарь
(педагог-библиотекарь) выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания
обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции
16+, 18+.
4.5. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное
учреждение обеспечивает библиотеку:

необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии
со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с
положениями СанПиН;
 по мере финансирования - современной электронно-вычислительной,
телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
 по мере финансирования - ремонтом и сервисным обслуживанием техники и
оборудования библиотеки;
 библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.6. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами
внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима
работы библиотеки предусматривается выделение:
 один час рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
 одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится
 учебники выдаются и принимаются в конце и начале учебного года по
специальному режиму-графику, утверждѐнному директором МАОУ СОШ№10.


5. Управление. Штаты
5.1. Контроль над деятельностью библиотеки осуществляет директор МАОУ СОШ №10,
который утверждает нормативные документы, планы и отчѐты.
5.2. Библиотекарь несет ответственность за деятельность библиотеки в пределах своей
компетенции в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными
требованиями,
трудовым
договором
и
уставом
общеобразовательного учреждения.
5.3. Библиотекарь назначается руководителем общеобразовательного учреждения.
5.4. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист
(методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления
образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации,
регионального информационного центра.
5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного
учреждения на утверждение следующие документы:
 Положение о библиотеке, Правила пользования ею;
 Планово-отчетную документацию.
5.6. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение
библиотечно-информационной
и
педагогической
деятельности
осуществляется только на добровольной основе.
5.7. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить
законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности работников библиотеки
6.1. Библиотекарь имеет право:
6.1.1. самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе МАОУ СОШ №10 и Положении
о библиотеке школы;
6.1.2. проводить в установленном порядке занятия факультативных и элективных курсов,
занятия по основам библиотечно-библиографических знаний;

6.1.3. изымать документы из фондов библиотеки в соответствии с инструкцией по учѐту
библиотечного фонда;
6.1.4. определять в соответствии с Правилами пользования и по согласованию с
родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесѐнного
пользователями, утверждѐнными затем директором МАОУ СОШ №10.
6.1.5. вносить предложения администрации ОУ по совершенствованию оплаты труда;
6.1.6. иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый
отпуск в соответствии с Коллективным договором или иными локальными актами;
6.1.7. быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
6.1.8. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций и союзов.
6.2. Библиотекарь обязан:
6.2.1. обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами,
обеспечить бесплатный и свободный доступ читателей к библиотечным фондам и
бесплатную выдачу во временное пользование печатной продукции;
6.2.2. обеспечить информационную безопасность библиотечных фондов в соответствии с
федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от
25 июля 2002 года, федеральным законом РФ от 29.12.2010 №436 «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и федеральным законом от
29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
6.2.3. формировать фонды в соответствии с утверждѐнными Федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей;
6.2.4.
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
6.2.5.обеспечить сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
6.2.6. обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
режимом работы ОУ;
6.2.7. повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
7.1.1.получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
7.1.2. пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
7.1.3. получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
7.1.4. получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале, печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
7.1.5.продлевать срок пользования документами;
7.1.6. получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотечно-информационного центра;
7.1.7. участвовать в мероприятиях, проводимых Центром;
7.1.8. обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю
общеобразовательного учреждения.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
7.2.1. соблюдать правила пользования библиотекой;

7.2.2. бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
7.2.3. поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе Центра,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
7.2.4. пользоваться ценными и справочными документами только в читальном зале
библиотеки;
7.2.5. убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
7.2.6. расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—4 классов);
7.2.7. возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
7.2.8. в случае утраты или порчи документов, родители (законные представители)
обучающихся, являющихся пользователями библиотеки, должны либо провести
равноценную замену документов, либо компенсировать ущерб в установленном размере;
7.2.9. полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательном учреждении.
8. Порядок пользования библиотечно-информационным центром
8.1. Запись читателей:
8.1.1. Обучающиеся записываются в библиотеку по списку класса в индивидуальном
порядке, сотрудники и учителя - по паспорту;
8.1.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца
как документ, дающий право пользоваться библиотекой;
8.1.3. Перерегистрация пользователей библиотекой производится ежегодно;
8.1.4.. При записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой
и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском
формуляре (исключение - обучающиеся 1—4 классов, за которых расписываются
родители (законные представители);
8.1.5.. Читательский и книжный формуляры являются документами, удостоверяющими
факт и дату выдачи читателю печатных и других источников информации и их
возвращения в библиотеку.
8.2. Порядок пользования абонементом:
8.2.1. Пользователь имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
8.2.2.Срок пользования документами:
максимальные сроки пользования документов:
 учебники, учебные пособия – учебный год,
 научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц,
 периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней.
8.2.3. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос других пользователей.
8.3. Порядок пользования читальным залом:
8.3.1. Документы из фонда, предназначенные для использования в читальном зале, на дом
не выдаются.
8.3.2. Энциклопедии, справочные издания, документы, имеющиеся в единственном
экземпляре, выдаются только в читальном зале.
8.3.3. Число произведений печати и других документов, выдаваемых в читальном зале, как
правило, не ограничивается.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».