Содержание 2. Комплекс основных характеристик 2.1. Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы Актуальность общеразвивающей программы Отличительные особенности программы Адресат общеразвивающей программы Режим занятий, периодичность и периодичность занятий Объем и срок освоения программы Особенности организации образовательного процесса Формы организации образовательного процесса 2.2. Цели и задачи программы 2.3. Учебный (тематический) план 2.4.Содержание учебного (тематического) плана 2.5. Планируемые результаты 3. Организационно-педагогические условия 3.1.Календарны учебный график 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Кадровое обеспечение Методические материалы 3.3. Формы аттестации 4. Список литературы 2 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 5 7 8 9 9 9 9 9 9 10 12 2. Комплекс основных характеристик 2.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Видеостудия «Десяточка»» – технологическая. Программа направлена знакомство учащихся с современными программными продуктами, развитие конструктивного созидательного мышления, воспитывает у школьников коммуникабельность посредством творческого общения старших и младших детей в коллективе, оказывает помощь в выборе будущей профессии. Актуальность программы заключается в реализации системно - деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными. Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уровне различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир и т.д. Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». Отличительные особенности программы в том, что она даёт возможность получить навыки основ видеомонтажа, включая учащихся в систему средств массовой коммуникации. Программу отличает практическая направленность и творческий подход. В течение каждого занятия идет разбор и объяснение определённых действий в программе совместно с обучающимися. Практические занятия проходят с использованием интернета для поиска необходимого материала. Изучение данной мультимедийных программ дает возможность подготовки обучающихся к проектной деятельности, а итогом будет являться их авторский проект. 3 Новизна программы в том, что программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами фотосъемки, видеосъемки, обработке фотоматериалов, монтажа и создания видеороликов, кроме этого, программа способствует формированию навыков режиссерской работы. Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является обработанная фотография, созданный коллаж, цифровой фильм, мультфильм, анимация. Адресаты программы. Программа предназначена для обучающихся 10-17 лет. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут Общее количество часов в неделю – 1 час Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Объем и срок освоения программы: Объем часов по программе составляет 34 часа в год. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса. Основной формой организации образовательного процесса по представленной программе является учебное занятие, ведущая цель которого: активный поиск и приобретение знаний учащимися, развитие опыта детей, включение их в атмосферу сотрудничества. Форма обучения. Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися. Формы организации образовательного процесса. При проведении занятий используются следующие формы работы: − групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе; − фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; − индивидуальная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания; − работа в парах, когда более подготовленные обучающиеся помогают другим. Уровень сложности программы. «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Виды занятий. Беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа, презентации, подготовка и участие в конкурсах. Формы подведения результатов. Беседа, участие в конкурсах, соответствующей направленности. 2.2. Цели и задачи программы Цель: выявление и развитие личностного потенциала обучающегося в сфере киноискусства через практическую творческую деятельность по созданию видео-работ. 4 Задачи: Обучающие: ‒ расширить представления об основных направлениях деятельности в сфере киноискусства; ‒ познакомить с этапами создания видеопродукта (фильма, ролика, и пр.); ‒ обучить основам работы в видеоредакторах; ‒ обучить основам звукозаписи; ‒ обучить принципам работы в компьютерных программах, используемых в процессе создания фильмов ‒ обучить созданию и представлению видеопродуктов; Развивающие: ‒ способствовать развитию фантазии, памяти и воображения; ‒ способствовать формированию навыков проектной деятельности; ‒ развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе; ‒ развивать социальную активность и ответственность; ‒способствовать профессиональной ориентации и самопределенности к будущей профессиональной деятельности через погружение в мир кинопрофессий. Воспитывающие: - формировать творческий подход к поставленной задаче; - формировать творческое отношение по выполняемой работе; - воспитывать умения работать в коллективе; - ориентировать на совместный труд. Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются в соответствии с предметными направленностями и приоритетами, заданными «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на воспитание и формирование интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли; понимание значения техники в жизни российского общества; интереса к личностям конструкторов, организаторов производства; ценностей авторства и участия в техническом творчестве; навыков определения достоверности и этики технических идей; отношения к влиянию технических процессов на природу; ценностей технической безопасности и контроля; отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и своего региона; уважения к достижениям в технике своих земляков; воли, упорства, дисциплинированности в реализации проектов; опыта участия в технических проектах и их оценки. 2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы 1 Вводное занятие 2 Понятие анимации мультипликации. Количество часов всего теория практика и 1 1 Формы аттестации/конт роля Тест 1 1 Опрос 5 3 3.1 3.2 Основы анимации программе AdobePhotoshop в 18 Основы анимации в программе AdobeFlashCS. Назначение и возможности редактора AdobePhotoshop.. 2 16 Практическая работа Практическая работа 1 0,5 0,5 Практическая работа 0,5 0,5 Практическая работа 1 Практическая работа 3.3 Интерфейс редактора AdobePhotoshop. 3.4 Создание нового документа. Палитры. Инструменты рисования. 3.5 Создание нового документа. Палитры. Инструменты рисования. 1 Практическая работа 3.6 Размеры изображений и холста. Масштаб изображения. 1 Практическая работа 3.7 Инструмент «Кисть». Настройка кистей. 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 3.8 3.9 3.10 Динамика кисти. Создание кистей. Сохранение кистей Ластики. 3.11 Инструмент «Штамп». 3.12 3.13 3.14 3.15 1 Клонирующий штамп. Инструмент «Заливка». Градиентная заливка. Создание нового градиента. Инструменты выделения «Область». 1 1 1 3.16 3.17 1 «Лассо». Настройки лассо. Инструмент «Волшебная палочка». 1 6 3.18 4. 4.1 4.2 Создание видеороликов в программе Киностудия Создание видеороликов в программе Киностудия. Процесс создания видеофильма. Практическая работа 1 Текстовые слои. Работа с текстом. Создание коллажа. 14 4 10 0.5 0.5 1 4.3 Подготовка клипов. 4.4 Монтаж фильма вручную. 4.5 Использование видеоэффектов. 0.5 0.5 4.6 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 4.9 Добавление видеопереходов. Вставка титров и надписей. Добавление фонового звука. Автоматический монтаж. 4.10 Сохранение фильма. 1 4.11 Работа над проектом. 1 4.12 Работа над проектом. 1 4.13 Защита итоговой работы 1 4.14 Защита итоговой работы 1 4.7 4.8 0.5 0.5 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2.4. Содержание учебного плана Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Знакомство с группой. Режим работы объединения, правила поведения учащихся. Введение в образовательную программу. Организационные вопросы. Вводный инструктаж по правилам техники безопасности в компьютерном классе. Практическая работа: Входящая диагностика. 2. Понятие анимации и мультипликации. Знакомство с профессиями в мультипликации Понятие «Анимация» и «Мультипликация». История развития мультипликации в мире. Основные принципы анимации. Лучшие мультфильмы в истории анимации. Виды анимации. Техники анимации. 7 Практическая работа: Знакомство с устройствами движущихся картинок. Мастерская игрушек. Подведение итогов: Проверочная работа: Викторина на знание истории анимации и мультипликации. Знакомство с профессиями, связанными с созданием мультфильмов и кино(3Dаниматор, мультипликатор, режиссёр анимации и режиссёр компьютерной графики, web-дизайнер). Видео-экскурсия на студию анимации и мультипликации. Практическая работа: Поэтапное создание мультфильма. Игра-викторина «В мире анимации». Приёмы создания проекта в программах для создания анимации. Подведение итогов: Проверочная работа: Опрос на знание профессий в кинопроизводстве. 3. Основы анимации и в программе AdobePhotoshop. Назначение программы. Интерфейс программы. Работа с панелями. Рисование в программе. Принципы анимации. Практическая работа: Создание графических элементов. Трансформация объектов. Покадровая анимация. Анимация движения. Анимация формы. Подведение итогов: Проверочная работа: Создание анимации. 4. Создание видеороликов в программе Киностудия. Работа с панелью инструментов. Загрузка фотографий и видео. Средства для работы с видео. Анимация. Визуальные эффекты. Работа с текстом. Работа со звуком. Работа с закадровым текстом. Запись и сохранение фильма. Публикация фильма в интернете. Запись видеоролика на диск. Обработка фотографий в программе. Практическая работа: Создание видео из фотографий. Наложение эффектов. Подведение итогов: Проверочная работа: Создание видеороликов для сайта Центра. Подведение итогов работы за год. Чему мы научились в творческом объединении за этот год. Анализ проделанной работы. 2.5. Планируемые результаты Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по серии иллюстраций к произведению; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения; получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения. Метапредметные: Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные: обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения 8 интересов;получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и мультипликации; получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности. 3.Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график № 1 2 3 4 5 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов в год Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Каникулы 8 Окончание учебного года 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое оснащение: · кабинет · комплект столов и стульев на 10 посадочных мест; · стол для педагога; · раздаточный материал · смарт доска; · интернет. Информационное обеспечение: - методические и дидактические материалы - презентации. Кадровые обеспечение: Учитель математики Методические и дидактические материалы: 9 Учебный год 34 1 34 17 17 2 сентября 2024 г. 26.10.2024 - 04.11.2024 29.12.2024 - 08.01.2025 23.03.2024 - 30.03.2025 26 мая 2025 1. Раздаточный материал по каждой теме. 2. Карточки с индивидуальными заданиями. 3. Раздаточный материал справочного характера. 4. Раздаточный материал теоретического характера. 5. Демонстрационные материалы в электронном виде. Методы обучения и воспитания: словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при проведении лекционной части; наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом; практический - практические задания; дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения; проблемное обучение - самостоятельное решение заданий. Формы организации образовательной деятельности: групповая форма организации проведения лекций, бесед; индивидуально-групповая форма организации практической деятельности, выполнения работы; индивидуальная форма. Формы организации учебного занятия № п/п Название раздела, тема Материальнотехнические оснащение, дидактикометодический материал Презентация 1 Вводное занятие 2 Понятие анимации мультипликации. 3 Основы анимации в Инструкции программе AdobePhotoshop Создание видеороликов в Инструкции программе Киностудия 4 и Инструкции Формы, методы, приемы обучения, технологии Словесный, объяснительноиллюстративный Словесный, объяснительноиллюстративный Словесный, объяснительноиллюстративный Словесный, объяснительноиллюстративный Формы учебного занятия беседа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа 3.3. Формы аттестации/ контроля Формы оценочных средств. журнал посещаемости, аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях Формы итоговой аттестации: участие в творческих конкурсах Итоговая аттестация: Система оценивания - безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, журнал посещаемости. 10 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, участие в конкурсах. Форма промежуточной аттестации – практическое задание; Форма итоговой аттестации – практическое задание. Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом на каждом занятии методом наблюдения. 11 4.Список литературы Нормативные документы: Дополнительное (нормативно-правовое) направление: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями. 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ)». 12. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 14. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями. 15. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Учебно-методическое обеспечение курса 1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с., 16 с. Ил.: ил. 2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 245 с., 16 с. Ил.: ил. 3. Корриган Дж. Компьютерная графика. — М.: ЭНТРОП, 1995. 4. ТайцA.M., Тайц А.А. AdobePhotoShop 7. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002. Программное обеспечение курса AdobePhotoShop— самая популярная в мире программа редактирования изображений. Она используется для ретуширования, тоновой, цветовой коррекции, а также с целью построения коллажей, в которых фрагменты различных изображений сливаются вместе для создания интересных и необычных эффектов. Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Видеостудия «Десяточка»» реализует содержание технологической направленности и предназначена для обучающихся в возрасте 11 – 17 лет. Программа направлена знакомство учащихся с современными программными продуктами, развитие конструктивного созидательного мышления, воспитывает у школьников коммуникабельность посредством творческого общения старших и младших детей в коллективе, оказывает помощь в выборе будущей профессии. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами фотосъемки, видеосъемки, обработке фотоматериалов, монтажа и создания видеороликов. Программа рассчитана на 34 часа. 13