Учебный план ООО для обучающихся с ЗПР на 2023-2024 уч. г.

2
Учебный план основного общего образования – нормативный документ, который
обеспечивает реализацию требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития,
определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации
обучающихся.
Учебный план школы, реализующей адаптированную основную образовательную
программу основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня
результатов образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР разработан на
основании нормативных документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ (с изменениями);
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 года № 1897 и зарегистрированный Минюстом России 01 февраля 2011 года,
рег. № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями
дополнениями);
 Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения
России от 24.11.2022 № 1025)
 Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
 Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
(письмо Министерства образования Свердловской области от 15.03.2016г. № 02-0181/2111 «О направлении методических рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением
главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021г. № 115 (распространяется на правоотношения с 1
сентября 2021 года);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья МАОУ СОШ № 10 на 2023-2028 гг.;
 Устав МАОУ СОШ № 10.

3
Учебный план школы:
 фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
 определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое
на их освоение и организацию;
 распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках
одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогического коллектива школы.
Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, использовано на:
 увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
 введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
 другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
Урочные занятия по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» в 5
классе организуются в объеме 0,5 ч за счёт внеурочной деятельности.
При необходимости в интересах детей, с участием обучающихся и их семей
разрабатываются индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется
индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов,
модулей, темп и формы образования).
В соответствии с СанПин ОВЗ обучение в данных классах организовано в режиме 5дневной учебной недели в первую смену. Начало и продолжительность учебного года и
каникул соответствует годовому календарному учебному графику работы школы в 2023-2024
учебном году.
Продолжительность урока в 5-9 классах составляет 40 минут.
Все разделы учебного плана, их предметное наполнение, содержание курсов направлены
на формирование универсальных учебных действий, максимальное достижение
компетентностного уровня качества образования.
Приоритетом на уровне основного общего образования является формирование
личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и
навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах
повседневной деятельности.
Цель основного общего образования – становление личностных качеств выпускника
данного уровня образования:
 любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой
народ, его культуру и духовные традиции;
 осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества;
 активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и
творчества;
 умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности, способный применять полученные знания на практике;

 социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с

4

нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством;
 уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
 осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни,
безопасного для человека и окружающей его среды;
 ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Учебный план уровня основного общего образования предоставляет функционально
полный набор предметов.
Формы организации образовательного процесса:
• урок; лекция; самостоятельная работа (в том числе домашняя работа); собеседование;
фронтальная работа; лабораторный практикум; игра (ролевая, сюжетная и т.д.); учебная
экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку; групповые или индивидуальные
консультации с учителем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по
инициативе учителя или по просьбе обучающихся (их родителей); олимпиада; зачет; классный
час; кружок; секция; (организация праздников, встреч, мероприятий различной
направленности и тематики).
Формы промежуточной аттестации учащихся
Промежуточная аттестация является формой контроля знаний учащихся 5-9 классов, а
также важным средством диагностики состояния образовательного процесса и мониторинга
основных результатов учебной деятельности образовательной организации за четверть и
учебный год. Успешное прохождение учащимися промежуточной аттестации является
основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты
промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной
аттестации
при
отсутствии
уважительных причин
признаются
академической
задолженностью. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс
условно. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом. Обучающиеся,
не освоившие основной образовательной программы основного общего образования не
допускаются к обучению на следующий уровень общего образования.
Целями промежуточной аттестации являются: установление фактического уровня
теоретических знаний учащихся по предметам учебного плана, их практических умений и
навыков. Соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта, а также с требованиями реализуемых образовательных программ;
корректировка рабочих программ по итогам четверти, года по отдельным предметам;
определение эффективности работы педагогического коллектива в целом и отдельных учителей
в частности.
Формами промежуточной аттестации являются:
- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов
(заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные,
практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях;
письменные ответы на вопросы, тесты; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме
монологического ответа, беседы, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
- при промежуточной аттестации используются итоговая контрольная работа, комплексная
проверочная работа, итоговый опрос, тестирование, защита творческих работ, защита проектов,

5
диагностическая работа.
Выбор формы промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с целями и
видом контроля: входная диагностика – получить достоверную информацию о качестве
образованности учащихся для эффективного проектирования учебного процесса; текущий
контроль – выявление и оценка степени усвоения учебного материала каждым учащимся с
целью корректировки учебного процесса; тематический контроль – выявление и оценка
образовательных достижений каждого учащегося по определенной теме или разделу рабочей
программы.
Русский язык, литература
Предметом языковедческого курса является русский литературный язык как
многоуровневая система, выполняющая коммуникативную функцию, а цель изучения –
формирование языковой личности, владеющей родным языком, способной свободно и
правильно говорить, создавать устные и письменные тексты, соблюдать нормы речевого
поведения, эффективно извлекать информацию из чужой речи. Эти задачи изучения русского
языка предусмотрены в федеральном стандарте, зафиксированы в программных документах
Министерства просвещения Российской Федерации.
Иностранный язык
Изучение иностранного языка на уровне основного общего образования представлено
предметами «Иностранный язык (Английский язык)» (3 часа в неделю)
Искусство (Музыка и ИЗО)
Преподавание искусства решает важную задачу формирования нравственноэстетических качеств личности учащихся. Смысл занятий искусством понимается как духовноличностное развитие обучающихся, развитие их творческих способностей. В учебном плане в
5-7 классах реализуются курсы изобразительного искусства и музыки.
История, обществознание, география
Сущность содержания образования данных предметов заключается в осмыслении
многообразия общественно-исторических процессов. Обществоведческое образование
обеспечивает глубинные основания самоопределения личности в условиях демократического
гражданского общества. Содержание исторического образования, включая историю Урала,
позволяет определить историческое место человека в мире, его неразрывную связь через
традиции, историю своего региона с развитием мировых цивилизаций. Необходимо отметить,
что в преподавании истории реализуется концентрический подход. Реализация регионального
подхода предлагается через:

усиление интегративного характера обществознания, ориентацию на гражданские,
культурно-исторические традиции;

раскрытие цивилизационного, культурно-антропологическего смысла истории.
Идеи гуманизации и гуманитаризации нашли отражение в следующих направлениях
географического образования:

социально-экономическом: внимание к человеку, к его хозяйственной деятельности
в разных природных и социальных условиях;

физическом: бережное отношение к природе Земли, ее основным компонентам, что
позволяет обучающимся понять современную экологическую ситуацию, экологически
грамотно мыслить и действовать.
Учебный предмет обществознание является интегрированным, построен по модульному
принципу и включает содержательные разделы «Общество», «Человек», «Социальная сфера»,
«Политика», «Экономика» и «Право». Расширению знаний обучающихся по экономике и праву
способствует линия учебников «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, которые
обеспечивают преемственность с изучением обществознания (в том числе – экономики, права).
Обществознание является составной частью непрерывного курса обществознания.
Экономические знания и умения, закладываемые в курсах географии, обществознания,
подготавливают к жизни в рыночных условиях.

6
Вариативная часть учебного плана представлена курсами «Я-гражданин России» (5-9
классы), «Занимательная география» (5-9 классы).
Предметы естественнонаучного цикла
Сохраняется традиционное деление на отдельные дисциплины: биология, физика,
химия, причем изучение биологии начинается с 5 класса, физики с 7 класса, химии с 8 класса.
Математика и информатика
Предмет «Математика» в 5 и 6 классах представлен в объеме 5 часов в неделю. С 7
класса реализуются курсы «Алгебра», «Геометрия», и добавляется 1 час курса «Вероятность и
статистика». В соответствии с требованиями стандарта, предмет «Информатика» представлен в
6, 7, 8 и 9 классах (по 1 часу в неделю).
Физическая культура и культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ)
Предметы «Физическая культура» (5-9 классы) и «Культура безопасности
жизнедеятельности» (8-9 классы) направлены на обеспечение сформированности у
обучающихся навыков здорового, безопасного образа жизни, понимание рисков и угроз
современного мира; умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной
деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; владение
современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью; владение основными способами самоконтроля
индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности,
физического развития и физических качеств, в том числе в подготовке к выполнению
нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне». Учебный предмет «Физическая культура»
реализуется в объеме 2 часов в неделю. Предмет «Культура безопасности жизнедеятельности
изучается» изучается
с 5 по 9 классы за счет части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Технология
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего
образования школьников. Это курс, отражающий в своём содержании общие принципы
преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на
овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности,
создание субъективно новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям
развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и
ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем
самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному
образованию и трудовой деятельности. Обучение в 5-9 классах осуществляется по учебникам
«Технология» под редакцией Казакевича В.М., Пичугиной Г.В., Семёновой Г.Ю. и др.
Таким образом, при составлении учебного плана были учтены образовательные
потребности обучающихся, их родителей (законных представителей), а также условия
образовательного учреждения и возможности кадрового потенциала. Учебный план
способствует повышению качества образовательной подготовки, создает необходимые условия
для самоопределения.
Образовательная деятельность в 5-9 классах осуществляется с учебно-методическим
обеспечением, рекомендованным федеральным перечнем учебников.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной
деятельности организуется с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и
программами коррекционно-развивающей направленности с учетом интересов обучающихся и
возможностей школы.

7
Учебный план основного общего образования для обучающихся с ЗПР
Предметные области

Учебные предметы
Классы

Филология

Математика
информатика

Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский)
и Математика

5
3
3

6
3
3

4
2
3

3
2
3

3
3
3

5

5

-

-

-

-

-

3
2
1

3
2
1

3
2
1

История России

2

2

1
2

1
2

1
3

Обществознание

-

1

1

1

1

География

1

1

2

2

2

Физика

-

-

2

2

2

Биология

1

1

1

2
2

2
2

ОДНКНР

1

-

-

-

-

Музыка
Изобразительное искусство
Технология
ОБЖ

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1

1

-

-

-

1

1

2
27

2
28

2
30

2
31

2
32

2
1
1
29

2
1
1
30

4
1
1
1
1
34

3
1
1
1
34

2
1
1
34

10
2
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1

10
2
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1

Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика

Общественно-научные
предметы

Естественнонаучные
предметы

Основы
духовнонравственной культуры
народов России
Искусство
Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

Количество часов в неделю
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.

Химия

Физическая культура

Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
Культура безопасности жизнедеятельности
Мир биологии
Занимательная география
Я - гражданин России
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область)
Коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога
Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога
Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда
«Навстречу ГТО»
«Мир информационных технологий»
«В мире музыки»
«Мои права»
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
«Основы финансовой грамотности»
«Разговоры о важном»
«Россия – мои горизонты»

10
2
1
1
1
1
1
1
1
1

10
2
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1

10
2
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».