Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебный план предназначен для обучающихся с умственной отсталостью, разработан с
учетом их особенностей и составлен на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г № 1599);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Минпросвещения
России от 24.11.2022 № 1026);
- Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья 2.4.2.3286-15 (далее СанПиН ОВЗ), утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26.
Учебный план определяет: перечень учебных предметов, осваиваемых на каждой ступени
обучения; распределение их по годам обучения; количество часов, отводимых на каждый
предмет; распределение этих часов в течение учебной недели.
В 2023-2024 учебном году в школе обучается 15 учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Образовательный процесс осуществляется в соответствии с
адаптированной общеобразовательной программой для умственно отсталых детей. Обучение и
воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется с целью коррекции
отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социальнопсихологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Деятельность педагогов, работающих в этих классах, строится в соответствии с
принципами гуманизации, свободного развития личности. Важнейшей задачей в работе с
обучающимися является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья этих
детей, их позитивная социализация.
Исходя из специфических особенностей личности умственно отсталых школьников
(нарушения высшей нервной деятельности, недоразвития психических процессов) приоритет
отдаётся практической деятельности.
В 2023-2024 учебном году в школе организовано обучение учащихся с умственной
отсталостью в классах-комплектах (4в, 8б), в которые зачислены 15 человек с 2-го по 9-й класс. В
связи с этим количество часов по учебным предметам максимально адаптировано для умственно
отсталых учащихся каждого класса-комплекта.
Исходя из разъяснений Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 № ВК1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» при составлении учебного плана для классов-комплектов
был использован учебный план, утвержденный приказом Минобразования России от 10.04.2002.
№ 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также федеральная

адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью.
Учебный план отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Учебный план для детей с нарушением интеллекта включает общеобразовательные
учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых
обучающихся и предметов коррекционной направленности. Кроме того, план содержит
индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию имеющихся
нарушений. Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее
оптимальный для получения обучающимися соответствующего образования.
В учебный план для обучающихся с умственной отсталостью входят следующие учебные
предметы: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека,
природоведение, биология, география, мир истории, история Отечества, изобразительное
искусство, музыка, ручной труд, профильный труд, физическая культура (адаптивная физическая
культура), домоводство, основы социальной жизни.
Содержание всех учебных предметов имеет коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.
В соответствии с СанПин ОВЗ обучение в данных классах организовано в режиме 5дневной учебной недели. Начало и продолжительность учебного года и каникул соответствует
годовому календарному учебному графику работы школы в 2023-2024 учебном году.
Образовательный процесс в классах для обучающихся с умственной отсталостью
организуется с учётом повышенной утомляемости обучающихся: учебные занятия в первую
смену, продолжительность уроков не более 40 минут. В целях реабилитации личности умственно
отсталого ребёнка на уроках проводится коррекционная работа: развитие восприятия, внимания,
памяти, мышления; развитие пространственной ориентировки; развитие эмоционально-волевой
сферы, развитие коммуникативных навыков и обогащение словарного запаса через ориентировку
в задании и составлении плана работы; через приёмы, повышающие активную мыслительную
деятельность (сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, обобщение и
классификация); через формирование умения ориентироваться в различных источниках
информации в ходе проведения игр, экскурсий, практических работ.
На уроки физической культуры в учебном плане отведено по три часа в 1-5 классах, по два
часа в 6-9 классах. Это связано с необходимостью повышения роли физической культуры в
воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения двигательной
активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической
подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Для проведения уроков физической
культуры используются возможности спортивного зала школы, спортивной площадки.
Организация образовательного процесса детей с интеллектуальными нарушениями, прежде
всего, направлена на социализацию их в обществе. Она носит комплексный характер,
соединяющий в себе методы и приемы общеобразовательной и коррекционно-развивающей
работы.

С целью коррекции отклонений в развитии детей, проводятся индивидуальные и групповые
коррекционные занятия по ритмике, логопедические и психокоррекционные занятия. В
расписании отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Продолжительность
занятий 15-25 минут. Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом однородности и
выраженности речевых, двигательных и индивидуальных, психосенсорных и других нарушений. В
учебную нагрузку обучающихся часы коррекционно-развивающей области не входят.
Коррекционно-развивающий блок входит в программу коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В школе работают специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог,
социальный педагог.
Занятия по выбору и факультативные занятия относятся к компоненту образовательного
учреждения и представлены в учебном плане курсами: «Умелые ручки», «Музыка вокруг нас»,
«Культура безопасности жизнедеятельности», «Основы компьютерной грамотности», «Мир, в
котором я живу».
Обучение по общеобразовательным учебным предметам имеет практическую
направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль
обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом.
«Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения учебных предметов
«Русский язык», «Чтение» и «Речевая практика» - научить школьников правильно и осмысленно
читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, что
позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных
норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров. Учитывая важность
данного предмета в учебном плане для обучающихся с умственной отсталостью увеличены часы
на его освоение.
Учебный предмет «Математика» в образовании детей с умственной отсталостью
представлен элементарной математикой и в ее структуре – геометрическими понятиями.
«Математика» имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно
важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных
профилях по труду. Математические знания реализуются и при изучении предметов:
«Профильный труд», «История Отечества», «География», «Биология», «География», «Физическая
культура», «Домоводство» и другие.
«Мир природы и человека», «Природоведение», «Биология» - это те предметы, которые
направлены на обобщение знаний учащихся об окружающем мире. В процессе изучения
окружающего мира у учащихся должны сформироваться элементарные представления о нём: о
живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, об
организме человека и охране его здоровья. Естествоведческие знания помогают осмыслению
единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки
взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Раздел «Человек» позволяет изучить не
только строение, функции органов человека, но прежде всего – вопросы профилактики различных
заболеваний. На изучение этих предметов отводится необходимое количество часов,
предусмотренных программой.
Учебный предмет «География» включает физическую и экономическую географию России
и зарубежья, позволяет на основе межпредметных связей сформировать доступные представления
о физической, социально-экономической географии, ее природных и климатических ресурсах,
влияющих на образ жизни, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в
учебном предмете отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что
существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственноэстетическому воспитанию.

Учебный предмет «Мир истории», «История Отечества» формирует систему знаний о
самых значительных событиях, становлении и развитии основ Российской государственности с
древнейших времен до нашего времени. В основу изучения предмета «Мир истории» положен
принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах
познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизацией. Такой
подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и
накопления учащимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению
курса «История Отечества» в VII-IXклассах. Предмет «История Отечества» играет важную роль в
процессе развития и воспитания личности учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания
их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Нарушение
сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация,
мысленное планирование) не позволяет выстраивать курс истории на основе развернутых
хронологических сведений, поэтому он представлен наиболее яркими ключевыми событиями
эволюции России, как государства, явлениями, обогатившими науку, производство, культуру,
общественный уклад.
Обучение по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка» предполагает
овладение школьниками элементарными основами этих видов деятельности: навыками рисования,
слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется всестороннее
развитие, обучение, воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное,
трудовое. Коррекционная направленность уроков – обязательное условие учебного процесса.
Физическая культура (адаптивная физическая культура). Физическое воспитание
находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и
большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений, направлено
на формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни, соблюдение индивидуального режима питания и сна. В программу
включены: гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры, лыжная подготовка и др. в
соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Наибольший объем в учебном плане отводится учебному предмету «Профильный труд».
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной
деятельности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков
физического развития, особенно мелкой моторики рук. Учебный материал распределен с учетом
возрастных и психофизических особенностей ребенка с отклонениями в развитии. В 1-4 классах
на уроках «Ручной труд» предусмотрены следующие виды труда: работа с пластилином, работа с
природными материалами, работа с бумагой и картоном, работа с текстильными материалами др.,
в 5-9 классах – сельскохозяйственный труд, цветоводство и декоративное садоводство, столярное
и швейное дело. Учебный предмет дает возможность учащимся овладеть элементарными
приемами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность,
положительную мотивацию в трудовой деятельности. В 5-9 классах осуществляется
допрофессиональное трудовое обучение, целью которого является подготовка учащихся к
самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях обычных предприятий
промышленности и сферы обслуживания. Предмет имеет общетехническую направленность,
проводится на базе учебных мастерских и пришкольного участка.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» обеспечивает возможность
систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.
Специальные коррекционные занятия направлены на практическую подготовку детей к

самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих
социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся. Уроки домоводства
и основ социальной жизни позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет,
чтение, письмо), а также практические навыки на закрепление правил этического поведения и
этикета, способствовать развитию у учащихся коммуникативных умений, мыслительной
деятельности, общетрудовых навыков.
Обучение осуществляется в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой;
- Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4
кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2013;
- Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный, 1-4кл./ под ред. В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2013;
- Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9
кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – М: Просвещение, 2013;
- Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9
кл./ под ред. В. В. Воронковой, в 2-х сб. – М.: Просвещение, 2014;
Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий.
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы сопровождается текущим
контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.

Учебный план для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант
на 2023-2024 учебный год
Количество часов в неделю
классы

Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Природоведение
Биология
География
Мир истории
История Отечества
Обществознание
Музыка
Изобразительное искусство
Физическая культура
Ручной труд

Профильный труд:
-с/х труд
-швейное дело (девочки)
-столярное дело (мальчики)
-цветоводство и декоративное садоводство
Домоводство
Основы социальной жизни
Итого

1*

2

3*

4

5

6*

7

8

9*

3
3
2
3
2

3
4
2
4
1

3
4
2
4
1

3
4
2
4
1

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

4

4

4

4

4

2

2
2
2

2
2

2
2

2

2
1

2
1

2
2

2
1
3
2

1
1
3
1

1
1
3
1

1
1
3
1

1
1
3

2

2

2

2

6:
2
3
3
1

6:
2
3
3
1

7:
3
3
3
1

7:
3
3
3
1

7:
4
3
3
2

21

20

20

20

2
27

2
28

2
29

2
29

-

3

3

3

2

2

1

1

1

1

1

Музыка вокруг нас

1

1

1

Культура безопасности жизнедеятельности

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Умелые ручки

Основы компьютерной грамотности
Мир, в котором я живу
Факультативные занятия

1

Основы компьютерной грамотности
Предельно допустимая нагрузка
Коррекционно-развивающая область

21
6

23
6

23
6

23
6

29
6

30
5

30
5

30
5

Ритмика
Логопедические занятия
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность
Живое слово
Азбука этикета
Мои права

1
3
2
4
1
1
1
1

1
3
2
4
1
1
1
1

1
3
2
4
1
1
1
1

1
3
2
4
1
1
1
1

1
3
2
4

1
2
2
5

1
2
2
5

1
2
2
5

1
1

1
1

1
1

1
1

Разговоры о важном
Я – гражданин России

29

1
30

1

Школа бесконфликтного общения
Музыка вокруг нас
Россия – мои горизонты

1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».