Юный спасатель

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято на заседании
координационно - методического совета
протокол № 1 от 29 августа 2022 г.

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 10
О. А. Просвирякова
приказ № 182-од от 29 августа 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

Секция «Юный спасатель»
Направленность: социально-педагогическая
Контингент обучающихся: 5-7 класс
Срок реализации: 1 год

Составитель:
С.В. Пилипака,
преподаватель-организатор ОБЖ,
ВКК

с. Новопышминское,
2022 г.

Пояснительная записка.
Организация работы с детьми в области защиты от чрезвычайных ситуаций и
подготовка к действиям в условиях социальных и военных конфликтов, как и
криминогенных ситуаций, а также формирование активной позитивной жизненной
позиции у подрастающего поколения является одной из наиболее острых социальных
проблем.
Все еще велико число детей, пострадавших в результате различных чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий,
неосторожного обращения с огнем, на воде.
В ходе обучения по данной программе школьники изучат основные правовые
документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведение аварийноспасательных работ, приобрести навыки основ выживания в экстренных условиях,
изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от
поражающих факторов, способы оказания первой медицинской
помощи, меры
безопасности при ведении аварийно-спасательных работ.
Цель программы: обучение навыкам оказания первой помощи, действиям в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Задачи данной программы:
 Привлечение внимания подростков к вопросам личной и коллективной
безопасности;
 Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи, умелым и
быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;
 Обучение практическим навыкам и умению пользоваться индивидуальными и
коллективными средствами защиты;
 Улучшение физической подготовки и приобщение подростков к здоровому
образу жизни;
 Защита и пропаганда прав детей, подростков, определяемых отечественными
правовыми нормами;
 Проведение различных тренировок в форме соревнований по закреплению
навыков поведения в экстренных ситуациях.
Направленность: социально-педагогическая
Контингент учащихся: занятия проводятся для учащихся 5-7 классов (10-13 лет).
Режим занятий: 1 академический час в неделю (всего 34 занятия) в год.
Срок реализации программы: 1 год
Форма организации процесса обучения:
Словесные методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: показ упражнений, наглядные пособия, видеофильмов.
Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой
тренировки.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы представления результатов: соревнования различного уровня, викторины,
устный опрос, контрольные упражнения
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
 Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
 Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
 Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности
и долга перед Родиной;
 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий
и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных
интересов;
 Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное,
культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
 Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
 Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
 Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
 Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
 Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического
поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:
 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например,
для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической
деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать
выводы;
 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
 Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Предметные результаты:
 Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
 Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
 Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных













ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от
экстремизма и терроризма;
Понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
Формирование установки на здоровый образ жизни;
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для
личности, общества и государства;
Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, полученной из различных
источников;
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.

В результате изучения данного курса обучающийся должен знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального,
природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде;
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные
средства для ликвидации очагов возгорания;
- оказывать первую помощь при ожогах, переломах, ушибах, кровотечениях;
- вести себя в чрезвычайных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»,
комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов
питания в случае эвакуации населения;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в ЧС;
- проявление бдительности, безопасного поведения при дорожном движении;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной
помощи.

Учебный план
Количество часов
N п/п Название раздела, темы Всего Теория
Практика Формы аттестации/контроля
Специальная
9
1
подготовка
Тестирование
2
7
Противопожарная
6
2
подготовка
2
Контрольные упражнения
4
Медицинская
7
2
5
3.
подготовка
Контрольные упражнения
4.
Основы ориентирования
3
1
Контрольные упражнения
2
5.
Физическая подготовка
6
1
Контрольные упражнения
5
6.
Средства
3
1
индивидуальной
защиты.
Контрольные упражнения
2
Итого занятий
34
9
25
Содержание учебного плана.
Специальная подготовка.
Вводное занятие. Из истории спасательного дела в России. Понятие о чрезвычайных
ситуациях. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы и другие экстремальные ситуации,
которые возникают и могут возникнуть на территории края. Классификация
чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясения, наводнения, сель,
снежные лавины, оползни, лесные пожары, градо-грозовые процессы и другие опасные
природные явления. Причины, последствия, меры защиты.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Понятие об авариях, катастрофах,
взрывах, пожарах. Аварии и катастрофы на предприятиях, транспорте, на объектах
жилищно-коммунального хозяйства. Причины, последствия, меры защиты.
Чрезвычайные ситуации экологического характера. Понятие об экологии, нарушении
экологического равновесия. Состояние экологической обстановки в крае. Причины
нарушения экологического равновесия, последствия, меры защиты.
Чрезвычайные ситуации криминального характера. Защита от терроризма.
Понятие об опасностях криминального характера. Сущность терроризма, его опасность,
причины. Виды терроризма. Меры защиты от терроризма.
Чрезвычайные ситуации, связанные с массовыми заболеваниями людей, животных,
растений. Характерные массовые заболевания среди людей, животных, растений.
Причины возникновения, последствия, меры защиты.
Организационные основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Понятие о гражданской обороне. Необходимость гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций. Этапы гражданской обороны. Структура и задачи по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Силы гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в регионе. Правовые основы гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Нормативно-правовые акты,
регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб и формирований МЧС

РФ. Федеральные Законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийноспасательных службах и статусе спасателей».
Человек и окружающая среда. Основные правила поведения и меры защиты (полевой
лагерь). Возможные последствия для организма человека, пребывающего в экстремальных
условиях. Основные правила поведения человека в экстремальных природных условиях.
Выживание в природной среде. Организация жилья. Укрытия, питания, защиты в
экстремальных природных условиях (жара, холод, условия задымленности) (практическое
занятие). Определение места нахождения (ориентация) на местности. Защита от животных
и насекомых. Перемещение в природной среде (практическое занятие).
Организация и ведение аварийно-спасательных работ.
Поисково-спасательная служба. Организация и возможности службы спасения.
Организация оповещения спасателей. Порядок получения и уяснение информации при
ЧС. Оценка обстановки и принятие решения на ведение поисково-спасательных работ.
Организация оперативного дежурства в зоне ЧС. Подготовка к поисково-спасательным
работам (инструменты, механизмы, приспособления, приборы, экипировка, средства,
необходимые для проведения работ) (практическое занятие).
Ведение поисково-спасательных работ. Поиск пострадавших, их извлечение, определение
состояния, оказание первой медицинской помощи и транспортировка в безопасное место.
(практическое занятие). Локализация очага поражения (отключение газа, воды,
электричества, тушение пожара). Спасение животных. Спасение материальных и
культурных ценностей. Основы выживания при проведении поисково-спасательных работ
в ЧС. Технические средства поисково-спасательных работ. Технические средства и
оборудование, применяемые при ПСР, их технические характеристики. Хранение средств
спасения (практическое занятие). Работа на средствах ведения ПСР. Проверка
исправности и подготовка к работе (практическое занятие). Техника безопасности при
проведении поисково-спасательных работ. Травматизм спасателей и их причины.
Причины травматизма. Типичные травмы. Профилактика травматизма. Средства
управления и связи. Назначение и ТТД средств связи. Табельные, стационарные,
мобильные средства связи. Проводная и радиосвязь в зонах ЧС. Практическая работа на
средствах связи.
Противопожарная подготовка.
Общие понятия о пожаре. Классификация. Огнетушащие средства. Огнетушители.
Назначение, подготовка и применение, правила пользования (практическое занятие).
Пожарные машины, автонасосы, дымонасосы, инструмент (практическое занятие).
Спасение людей на пожарах и самоспасение. Отработка приемов и способов спасения
людей на пожарах. (практическое занятие).
Медицинская подготовка .
Средства оказания первой медицинской помощи (ПМП). Первая медицинская помощь при
ранениях, кровотечениях и травматическом шоке (практическое занятие). ПМП при
растяжениях, ушибах, вывихах (практическое занятие).ПМП при переломах, длительном
сдавливании конечностей (практическое занятие). ПМП при повреждении глаз, уха, горла,
носа (практическое занятие). ПМП при обморожениях и ожогах (практическое занятие)
ПМП при поражениях АХОВ и ОВ (практическое занятие). Основы подготовка к военной
службе. Морально-психологическая подготовка спасателей. Необходимость моральнопсихологической подготовки спасателей. Психологические особенности поведения людей
в ЧС. Задачи и содержание морально-психологической подготовки. Формы и методы
работы по повышению морально-психологической подготовки спасателей. Основы
саморегулирования и психологической реабилитации.
Основы ориентирования.
Определение топографии. Ориентирование на местности (практическое занятие).

Движение по азимутам (практическое занятие). Понятие о топографической карте. Работа
с картой. Ориентирование в горах.
Физическая подготовка.
Физические качества, необходимые спасателям. Гимнастика. Развитие силы,
выносливости, устойчивости. Воспитание настойчивости и упорства, смелости и
решительности. Упражнения на перекладине, брусьях, опорные и безопорные прыжки,
поднимание и переноска тяжестей, акробатические упражнения. Предупреждение
травматизма, страховка. Кроссовая подготовка. Бег на 1 км. Бег на 3 км. Спортивные
игры. Баскетбол, волейбол, футбол. Снаряжение, узлы, их применение. Питание в
пешеходном походе. Техника передвижения и страховки в горной местности, на скальноледовых участках. Скально-ледовые занятия. Охрана природы, памятников истории и
культуры.
Средства индивидуальной защиты.
Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение, принцип действия.
Простейшие и подручные средства защиты. Отработка практических навыков в
использовании индивидуальных средств защиты. Понятие о защитных сооружениях.
Противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Укрытие населения в
приспособленных и спецсооружениях. Приборы радиационной и химической разведки,
дозиметрического контроля. Приборы радиационной разведки. Естественные и
искусственные источники радиации. Методы обнаружения ионизирующих излучений.
Классификация дозиметрических приборов и единицы измерения уровней и доз радиации.
ТТД приборов разведки и дозконтроля. Приборы химической разведки, АХОВ и ОВ.
Принципы обнаружения АХОВ и ОВ. Смертельные, поражающие предельно допустимые
концентрации химических веществ. ТТД приборов химической разведки. Практическая
работа с приборами. Аварийные химически опасные и отравляющие вещества. Меры
защиты. Характеристика АХОВ и ОВ.Химически опасные предприятия региона.
Классификация ОВ. Меры защиты.

Календарный учебный график

N п/п Месяц

Время
проведения
Число занятия

Форма занятия

Кол-во
часов Тема занятия
Специальная подготовка 9 ч.

Место проведения

Форма контроля

Чрезвычайные ситуации
мирового и военного
времени, возможные на
территории нашего края.
1

Сентябрь 7.09

15:00 – 15:40

Теоритическая

Тестирование

Единая государственная
система предупреждения
и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
и Гражданская оборона
России.
2

3

4

Сентябрь 14.09 15:00 – 15:40

Сентябрь 21.09 15:00 – 15:40

Сентябрь 28.09 15:00 – 15:40

Теоритическая

Практическая

Практическая

Правила поведения при
возникновении
чрезвычайных ситуаций
бытового характера.
Правила поведения при
возникновении
стихийных бедствий.
Основы выживания в
различных чрезвычайных
ситуациях.

5
6

Октябрь 05.10 15:00 – 15:40
Октябрь 12.10 15:00 – 15:40

Практическая
Практическая

Выживание в природной
среде. Организация

Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения

жилья, питания, защиты в
природных условиях.
Выживание в природной
среде. Определение места
нахождения, защита от
животных и насекомых.
7

Октябрь 19.10 15:00 – 15:40

Практическая

Выживание в природной
среде. Определение места
нахождения, защита от
животных и насекомых.
8

Октябрь 26.10 15:00 – 15:40

Практическая

Основы выживания в
различных чрезвычайных
ситуациях.
9

Октябрь 02.11 15:00 – 15:40

Практическая

Противопожарная подготовка 6 ч.
Общие понятия о пожаре,
определение его
причины, характера и
силы.
10

Ноябрь

09.11 15:00 – 15:40

Теоритическая

Составление плана
эвакуации из различных
зданий. Способы
эвакуации.
11

Ноябрь

15.11 15:00 – 15:40

Теоритическая

Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения

Самоспасение людей при
пожарах.
12

Ноябрь

22.11 15:00 – 15:40

Практическая

Подручные средства
тушения пожаров
13

Декабрь 29.11 15:00 – 15:40

Практическая

Контрольные
упражнения

Огнетушители,
назначение, подготовка к
применению, правила
пользования.
14

Декабрь 06.12 15:00 – 15:40

Практическая

Пожарная техника и ее
применение.
15

16

Декабрь 13.12 15:00 – 15:40

Декабрь 20.12 15:00 – 15:40

Практическая

Теоритическая

Медицинская подготовка 7 ч.
Основы анатомии и
физиологии человека.
Первая медицинская
помощь в различных
бытовых ситуациях.
Средства оказания
первой медицинской
помощи спасателя.
Аптечка.

17

Январь

27.12 15:00 – 15:40

Теоритическая

Основы гигиенических
знаний.
18

Январь

27.12 15:00 – 15:40

Практическая

Первая медицинская
помощь при
растяжениях, вывихах,
ушибах.
19

Январь

11.01 15:00 – 15:40

Практическая

Первая медицинская
помощь при переломах.
20

Февраль 18.02 15:00 – 15:40

Практическая

Транспортировка
пострадавшего.
21

Февраль 25.01 15:00 – 15:40

Практическая

Контрольные
1упражнения
Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения

Соревнования по
оказанию первой
медицинской помощи и
транспортировке
пострадавшего.
22

Февраль 01.02 15:00 – 15:40

Практическая

Основы ориентирования 3 ч.
Компас. Его назначение.
23

Февраль 08.02 15:00 – 15:40

Теоритическая

Ориентирование на
местности
24

Февраль 15.02 15:00 – 15:40

Практическая

Соревнование. Хождение
по азимуту.
25

Март

01.03 15:00 – 15:40

Практическая

Физическая подготовка 6 ч.
Общефизическая
подготовка
26

Март

07.03 15:00 – 15:40

Теоритическая

Кроссовая подготовка
27

Март

15.03 15:00 – 15:40

Практическая

Силовые упражнения.
Подтягивание на
перекладине.
28

Апрель

23.03 15:00 – 15:40

Практическая

Силовые упражнения.
Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа.
29

Апрель

5.04

15:00 – 15:40

Практическая

Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения

Кроссовая подготовка
30

12.04 15:00 – 15:40

Практическая

31

19.04

Практическая

26.04 15:00 – 15:40

Средства индивидуальной защиты 3 ч.
Классификация средств
Теоритическая

Кроссовая подготовка

32

Апрель

Контрольные

индивидуальной защиты.
Средства
индивидуальной защиты
органов дыхания.
33

34

Май

Май

17.05 15:00 – 15:40

24.05 15:00 – 15:40

Практическая

Средства
индивидуальной защиты
кожи.

упражнения

Контрольные
упражнения

Контрольные
упражнения

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Основы безопасности жизни»,
2. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся»,
Москва, «Просвещение», 1988г.
3. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации»,
Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005г.
4. Винников Л.А. «Почему возникают пожары»,
Изд-во «Ярославль», 1998г.
5. Учебник «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях». Г.Н.Кириллов. М. Изд. НЦЭНАС. 2001г .


Наверх

конфиденциальность

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».