Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» УТВЕРЖДАЮ И.о. директора МАОУ СОШ №10 ___________О.А.Просвирякова от «____»____________ 2016 г. Положение о библиотеке муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» 1. Общие положения 1.1. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательных отношений на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами. 1.2. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения. 1.3. Цели еѐ соотносятся с целями Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№10» (далее МАОУ СОШ №10). 1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, Уставом МАОУ СОШ № 10, Положением о библиотеке МАОУ СОШ №10, утвержденных приказом директора общеобразовательной организации. 1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, 1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения. 1.7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество информационного обслуживания. 1.8. Организация обслуживания участников образовательных отношений производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями. 2. Основные задачи Основными задачами библиотеки являются: 2.1.обеспечение участникам образовательных отношений — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) — доступа к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CDдиски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; 2.2.воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; 2.3. формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации в соответствии с требованиями ФГОС; 2.4. совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 3. Основные функции Для реализации основных задач библиотека: 3.1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения: комплектует учебный фонд в соответствии с утверждѐнным федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; комплектует универсальный фонд художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.); осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; 3.2. создает информационную продукцию: осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения; разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; 3.3. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся: предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения; организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга учащихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков); оказывает содействие при организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС 3.4. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; осуществляет текущее информирование (обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.); способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами; 3.5. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности библиотеки 4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки. 4.2. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремисткой направленности в школьной библиотеке. 4.3. Библиотекарь ежемесячно проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, ведѐт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов. 4.4. В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» библиотекарь (педагог-библиотекарь) выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 16+, 18+. 4.5. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку: необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; по мере финансирования - современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; по мере финансирования - ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.6. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: один час рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится учебники выдаются и принимаются в конце и начале учебного года по специальному режиму-графику, утверждѐнному директором МАОУ СОШ№10. 5. Управление. Штаты 5.1. Контроль над деятельностью библиотеки осуществляет директор МАОУ СОШ №10, который утверждает нормативные документы, планы и отчѐты. 5.2. Библиотекарь несет ответственность за деятельность библиотеки в пределах своей компетенции в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения. 5.3. Библиотекарь назначается руководителем общеобразовательного учреждения. 5.4. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра. 5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы: Положение о библиотеке, Правила пользования ею; Планово-отчетную документацию. 5.6. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется только на добровольной основе. 5.7. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. 6. Права и обязанности работников библиотеки 6.1. Библиотекарь имеет право: 6.1.1. самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе МАОУ СОШ №10 и Положении о библиотеке школы; 6.1.2. проводить в установленном порядке занятия факультативных и элективных курсов, занятия по основам библиотечно-библиографических знаний; 6.1.3. изымать документы из фондов библиотеки в соответствии с инструкцией по учѐту библиотечного фонда; 6.1.4. определять в соответствии с Правилами пользования и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесѐнного пользователями, утверждѐнными затем директором МАОУ СОШ №10. 6.1.5. вносить предложения администрации ОУ по совершенствованию оплаты труда; 6.1.6. иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с Коллективным договором или иными локальными актами; 6.1.7. быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; 6.1.8. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций и союзов. 6.2. Библиотекарь обязан: 6.2.1. обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами, обеспечить бесплатный и свободный доступ читателей к библиотечным фондам и бесплатную выдачу во временное пользование печатной продукции; 6.2.2. обеспечить информационную безопасность библиотечных фондов в соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года, федеральным законом РФ от 29.12.2010 №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и федеральным законом от 29.07.2013 №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; 6.2.3. формировать фонды в соответствии с утверждѐнными Федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; 6.2.4. совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; 6.2.5.обеспечить сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; 6.2.6. обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и режимом работы ОУ; 6.2.7. повышать квалификацию. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1. Пользователи библиотеки имеют право: 7.1.1.получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; 7.1.2. пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; 7.1.3. получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; 7.1.4. получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале, печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; 7.1.5.продлевать срок пользования документами; 7.1.6. получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотечно-информационного центра; 7.1.7. участвовать в мероприятиях, проводимых Центром; 7.1.8. обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения. 7.2. Пользователи библиотеки обязаны: 7.2.1. соблюдать правила пользования библиотекой; 7.2.2. бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; 7.2.3. поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе Центра, расположения карточек в каталогах и картотеках; 7.2.4. пользоваться ценными и справочными документами только в читальном зале библиотеки; 7.2.5. убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; 7.2.6. расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1—4 классов); 7.2.7. возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; 7.2.8. в случае утраты или порчи документов, родители (законные представители) обучающихся, являющихся пользователями библиотеки, должны либо провести равноценную замену документов, либо компенсировать ущерб в установленном размере; 7.2.9. полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении. 8. Порядок пользования библиотечно-информационным центром 8.1. Запись читателей: 8.1.1. Обучающиеся записываются в библиотеку по списку класса в индивидуальном порядке, сотрудники и учителя - по паспорту; 8.1.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца как документ, дающий право пользоваться библиотекой; 8.1.3. Перерегистрация пользователей библиотекой производится ежегодно; 8.1.4.. При записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре (исключение - обучающиеся 1—4 классов, за которых расписываются родители (законные представители); 8.1.5.. Читательский и книжный формуляры являются документами, удостоверяющими факт и дату выдачи читателю печатных и других источников информации и их возвращения в библиотеку. 8.2. Порядок пользования абонементом: 8.2.1. Пользователь имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; 8.2.2.Срок пользования документами: максимальные сроки пользования документов: учебники, учебные пособия – учебный год, научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц, периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней. 8.2.3. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос других пользователей. 8.3. Порядок пользования читальным залом: 8.3.1. Документы из фонда, предназначенные для использования в читальном зале, на дом не выдаются. 8.3.2. Энциклопедии, справочные издания, документы, имеющиеся в единственном экземпляре, выдаются только в читальном зале. 8.3.3. Число произведений печати и других документов, выдаваемых в читальном зале, как правило, не ограничивается. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)